19 мая 2014

Выступление Председателя Межправсовета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И.Кузьмина в ходе 8-й сессии Межправительственного совета Программы «Информация для всех»


Photo©Russian Delegation to UNESCO: Ivan Kobzev

 


     Уважаемая госпожа Генеральный директор!


     Уважаемая госпожа Председатель ПИДВ!


     Уважаемые члены Межправительственного совета,


     представители Секретариата,


     наблюдатели!


     В начале своего выступления как уходящий председатель ПИДВ я хочу от всей души поздравить нашего нового председателя - госпожу Шафику Хаддад с избранием на этот высокий пост.


     Дорогая Шафика, вы всегда были привержены благородным целям ПИДВ и всегда их последовательно и успешно отстаивали.


     Вы - опытный дипломат и очень обаятельная женщина. И в этом я вижу залог того, что под Вашим руководством Программа «Информация для всех» будет так же успешно развиваться и получит новые импульсы.


     Я с радостью передаю Вам эстафету.


     Уважаемые коллеги!


     Для меня большая честь и искренне удовольствие выступать сегодня. Четыре года я был председателем ПИДВ, ощущал большую ответственность и всячески стремился оправдать оказанное мне доверие. Это были 4 года большой и интересной работы, которая постоянно требовала много времени, сил и нервов. Но в целом это было большое счастье и увлекательный процесс познания. Благодаря этому я узнал много прекрасных профессионалов из развитых и развивающихся стран, замечательных людей, которые расширили мой кругозор, многому меня научили и стали моими друзьями. Они многое мне дали - и как человеку, и как специалисту. Благодаря этим людям я стал глубже разбираться в проблемах, которые призвана решать ПИДВ. Благодаря этим людям я стал лучше понимать реалии быстро меняющегося мира, его разнообразие и противоречия, его потребности и надежды.


     Я очень рад тому, что, несмотря на все трудности, нам вместе удалось немало сделать.


     Многочисленные и разнообразные мероприятия и проекты ПИДВ осуществляются по всем её приоритетным направлениям: доступность информации, сохранение информации, медиа- и информационная грамотность, информационная этика, информация для развития, многоязычие в киберпространстве.


     Проекты ПИДВ реализуются практически во всех регионах мира. Я рад, что нам удалось вовлечь в эти проекты экспертов из более чем 150 стран. Это - всемирно известные политики, культурные антропологи, философы, социологи, историки, исследователи проблем глобализации и процессов развития информационного общества, библиотекари, архивисты, музейные работники, писатели, издатели, университетские профессора, школьные учителя, сервис- и контент-провайдеры, правительственные чиновники, представители СМИ, национальных комиссий по делам ЮНЕСКО, международных организаций, неправительственных организаций, частного сектора.


     В одних лишь крупных международных мероприятиях ПИДВ, которые состоялись в России, принимали участие представители 120 стран.


     Мероприятия и проекты Программы «Информация для всех» включают в себя различные формы работы: проведение конференций, круглых столов, экспертных совещаний, семинаров, тренингов, консультаций; подготовку, издание и перевод книг, аналитических докладов; разработку глобальных планов и концептуальных документов; осуществление научных исследований и мониторингов; организацию сотрудничества; создание центров компетенции; чтение публичных лекций и выступления в СМИ; создание специализированных виртуальных библиотек, веб-сайтов, порталов, баз данных.


     Изданы, переведены на разные языки и востребованы рекомендательные рамки политики построения информационного общества, сборники аналитических материалов, рекомендации по всем приоритетным направлениям ПИДВ.


     Важной задачей в нашей работе было продвижение идей, подходов и наработок ПИДВ в других международных организациях – стратегических партнёрах ЮНЕСКО. И мы это делали на Открытых форумах ЮНЕСКО в рамках ежегодных Всемирных библиотечных и информационных конгрессов ИФЛА, на совещаниях в Международном союзе электросвязи, где готовятся документы для ООН по вопросам ВВУИО+10. Мы организовывали День Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в рамках ежегодных Международных информационно-библиотечных конференций на Украине.


      Мы содействовали проведению Третьего международного симпозиума по многоязычию в киберпространстве, который был организован  в Париже в 2012 г.


      Для того чтобы повысить видимость ПИДВ внутри ЮНЕСКО, мы провели большое Специальное мероприятие ПИДВ в рамках форума ВВУИО+10. Члены Бюро ПИДВ выступали на форумах, организованных не только Сектором коммуникации и информации, но и другими структурами ЮНЕСКО. В частности, на Международной конференции «Образование для устойчивого развития», организованной Сектором образования, и на 8-й сессии COMEST - Всемирной комиссии по этике в науке и технологиях (World Commission on the Ethics of Scientific Knowledge and Technology).


      Мы работали в тесном взаимодействии с Секретариатом, и это взаимодействие было плодотворным.


      На реализацию проектов ПИДВ начали появляться деньги, в том числе довольно существенные деньги из Регулярного бюджета ЮНЕСКО.


      Всё это говорит о том, что интерес к ПИДВ заметно вырос. Простой пример: в 2010 году, накануне моего избрания председателем ПИДВ в первый раз никто не знал, что произойдет на выборах. Никто всерьёз заранее это не обсуждал, и для меня моё избрание было полной неожиданностью. А на этот раз работа по выборам началась задолго до сегодняшнего дня, причём в ней активно участвовали страны, которые раньше не интересовались ПИДВ.


      Я очень рад, что к сегодняшнему дню удалось издать красивый и содержательный Отчет о реализации ПИДВ в 2008-2013 гг.


      Основные факторы успеха в любом деле – это энтузиазм, энергия, солидарность, взаимопомощь, чувство ответственности. Когда эти факторы налицо, всегда откуда-то появляются деньги на реализацию конкретных проектов на конкретных направлениях. Говорят, что денег у ПИДВ не было. Но они были! Их находил не только Секретариат, но и сами участники и организаторы этих проектов.


      Работа на каждом отдельном направлении ПИДВ строилась таким образом, чтобы в ней участвовали специалисты из других направлений ПИДВ. То есть применялся комплексный междисциплинарный подход. Это позволило нам не только в новом свете увидеть каждое из направлений ПИДВ, но и по-новому увидеть всю ПИДВ.


      Благодаря этому подходу крупные проекты ПИДВ, которые были реализованы впервые в истории ЮНЕСКО, стали ещё и прорывными.


      Благодаря этому подходу вокруг ПИДВ сформировалась свое собственное профессиональное сообщество. Это всемирно известные специалисты из разных профессий и из разных стран, которые познакомились друг с другом в рамках каких-то мероприятий ПИДВ, и с тех пор они охотно взаимодействуют друг с другом, и готовы работать в интересах продвижения ПИДВ Они чувствуют, что участие в проектах ПИДВ обогащает их как профессионалов. Они понимают важность ПИДВ для решения их собственных профессиональных задач. Они полностью отдают себе отчёт в том, что международное междисциплинарное сотрудничество в рамках ПИДВ является одним из инструментов решения проблем на национальном уровне в каждой их шести областей компетенции ПИДВ.


      Именно этот комплексный междисциплинарный интегративный подход к решению проблем на каждом отдельном приоритетном направлении ПИДВ позволил по-новому увидеть весь наш сегодняшний мир.


      И это новое понимание приводит к убеждению, что сегодня нам нужно решать не только те проблемы, которые были сформулированы 15 лет назад нашими замечательными предшественниками, так сказать, отцами-основателями ПИДВ, но и новые возникающие проблемы в новом изменяющемся контексте.


      Давайте посмотрим, как за годы существования ПИДВ изменилась информационная среда. Двадцать лет назад руководители ИКТ-корпораций любили повторять, что запущенные ими в массовое производство информационные технологии изменяют мир. Подразумевалось, что изменяют исключительно к лучшему. И действительно, ИКТ облегчили коммуникацию, привели к повышению производительность труда, расширили горизонты науки, увеличили доступность массовой информации. Это общеизвестно. Об этом много говорится. Но 20 лет назад мало кто предполагал, что изменения окажутся столь фундаментальными. Сегодня пришло время говорить не только о больших преимуществах ИКТ, не только о новых возможностях, которые они создают, и о том, как сделать эти возможности всем доступными, особенно в развивающихся странах. Безусловно, мы будем продолжать об этом говорить. Но пришло время всерьёз и подробно говорить и о проблемах, которые ИКТ порождают.


      Информационная среда, в которой мы сегодня живем, - совсем другая, чем двадцать лет назад. В ней произошли принципиальные количественные и качественные изменения. Интернет кардинально изменился буквально за последние 5 лет - он стал широкополосным, мобильным и практически всем доступным. Но информационные разрывы при этом растут, поскольку растёт социальное расслоение. Объемы создаваемой и циркулирующей информации увеличиваются экспоненциально, а скорость и разветвленность информационных потоков стремятся к бесконечности. Каждый год только текстовой информации появляется больше, чем ее было во всех в книгах, изданных за всю историю человечества. При этом, по оценкам, доля текстов в общем объеме информации составляет менее одной сотой процента. Остальное – это аудиовизуальный контент, игры, инфографика и др.


      Раньше, ещё 30 лет назад люди познавали мир в основном через книги, через чтение, то есть через освоение текстовой информации. Чтение развивало мышление, язык, воображение, способность грамотно выражать свои мысли, формировало представления о сложности мира. Сейчас люди познают мир в основном с помощью картинок, и это серьёзно сказывается на их интеллектуальных и творческих способностях. Университетские профессора и школьные учителя во всем мире говорят сегодня о том, что всё большее количество учащихся не в состоянии выразить сколько-нибудь сложную мысль даже на своём родном языке – ни устно, ни письменно. Развитие цифрового телевидения и Интернета привело к тому, что потребление аудиовизуальной информации растёт, в то время как потребление текстовой информации снижается. Снижается интерес к чтению, то есть к грамотному и медленному освоению серьезных текстов, их восприятие всё более поверхностным и некритичным. Чтение книг вытеснено на периферию образа жизни, а ведь только чтение формирует у людей воображение и способность критически мыслить. Поиск собственных верных решений, поиск способов выражения собственных мыслей всегда и для всех были трудным делом: надо было преодолевать инертность мышления, постоянно заниматься интеллектуальным тренингом. Сейчас, когда Интернет доступен в любой момент, очень велик соблазн быстро воспользоваться непроверенной информацией, чужими выражениями, чужими мыслями, чужими подходами, а в результате принимаемые решения часто оказываются неадекватными.


      ИКТ заложили фантастическую основу для неограниченного выражения мнений, развития коммуникации. Каждый, не стесняясь, выражает себя, как хочет. Нашим детям трудно представить, что во времена нашей юности мы обменивались только бумажными письмами и ответ ждали по нескольку дней и даже недель. Огромные объёмы информации сегодня доступны каждому, у кого есть простейший гаджет и выход в Интернет, а значит - в скором времени почти всем. Это огромное завоевание. Создание общедоступных информационных ресурсов демократизировалось и перестало быть прерогативой ограниченного круга авторов и организаций. Теперь в этих процессах может принять участие каждый. Но давайте посмотрим и на оборотную сторону этих явлений.


     Кто раньше, в бумажную эпоху, создавал и распространял контент? В основном это были наиболее образованные, хорошо владеющие литературным языком, осознающие свою ответственность перед обществом. Их тексты становились всеобщим достоянием благодаря издательствам, традиционных СМИ, университетам, научным институтам, которые также несли ответственность. Имена этих людей и названия этих организаций были известны. Сейчас, в цифровую эпоху, это делают не только такие люди, но и огромное количество других людей - не несущих никакой ответственности, с неизвестным уровнем квалификации и неизвестными намерениями. Они тоже создают общественно доступный контент, свободно и анонимно его распространяют его, а порой даже и навязывают. Ответственное отношение отсутствует как на этапе создания информации, так и на этапе предоставления доступа к ней. Такого никогда не было. Так происходит впервые в истории человечества.


      Безусловно, часто эти новые авторы делают очень полезное дело, приносят нам важную информацию, о которой нам не сообщают традиционные СМИ. Более того, очень часто они могут это делать только благодаря своей анонимности. Но мы не можем не осознавать, что информационная среда, прежде всего Интернет, наряду с полезной информацией, очень быстро наполняется информацией бесполезной, бессмысленной, дезориентирующей, а зачастую заведомо ложной, вредной и опасной. Наравне с актуальной, правдивой и качественной информацией в Интернете существует информация давно устаревшая, некачественная и ложная. Только высокообразованные люди могут отличить одно от другого и распознать намерения коммуникатора. Но даже им порой это бывает трудно. Информационное пространство быстро загрязняется, но последствия этого процесса не осознаны хотя бы в той степени, в какой осознан вред, наносимый организму загрязнением воздуха, почвы и воды.


     Еще совсем недавно проблемой была добыча информации, а сегодня – ее избыток. Воздействие избыточной информации на психику и мышление тоже не изучено, в отличие, скажем, от вреда переедания.


     Огромное удовольствие - не выходя из дому гулять по виртуальным музеям, скачивать прекрасные фильмы, заказывать электронные книги, легко общаться с друзьями. Виртуальная реальность для многих заменяет реальное существование. Важен становится не артефакт, а его образ, не оригинал, а его копия. Виртуализация культуры и виртуализация нашей жизни стремительно нарастает. Исследования говорят о том, что человек в Интернете ведёт себя часто совсем не так, как в реальной жизни с её культурными ограничениями.


     Кардинальные количественные и качественные изменения информационной среды оказывают влияние не только на отдельных людей, но и на целые сообщества, на социальные институты, на целые страны, и всё это тоже мало изучено.


     Сегодня многие справедливо говорят о наступающей цифровой амнезии. Распространена иллюзия того, что вся информация есть в Интернете и что ничего специально делать не надо для её долгосрочного сохранения. Под сомнение поставлено существование такого важного социального института, как библиотеки, и такой важной профессии, как библиотекарь. Профессия библиотекаря стала очень непрестижной, и это очень опасно. Без хорошо образованного, высококвалифицированного библиотекаря ценная информация не может быть тщательно отобрана, упорядочена и сохранена для будущих поколений в упорядоченном виде. Огромные объёмы цифрового контента уже потеряны навсегда, а мы порой даже не сознаем, насколько ценным было утраченное.


     Сохранение электронной информации – это не только технологическая проблема. Это, прежде всего, проблема мировоззренческая, политическая, организационная, кадровая, этическая. Человечество училось сохранять аналоговую информацию в библиотеках и архивах тысячи лет, создало для этого мощнейшую инфраструктуру: институты памяти, политику, законы, стандарты, систему подготовки кадров. И всё это прекрасно функционировало. А сегодня в сфере сохранения электронной информации мы делаем лишь первые шаги. Для того чтобы эти шаги были в верном направлении, нужны научные исследования в этой области, нужны политические действия - как на национальном, так и на международном уровнях. А пока всего этого нет или недостаточно, мы будем продолжать терять важную информацию, и доступа завтра к ней не будет.


     В числе главных препятствий на пути доступа к качественной информации видные эксперты называют также приватизацию, концентрацию и монополизацию информационных ресурсов. Общественный сектор информации сужается. Информационное пространство все больше и в глобальном масштабе используется для манипулирования массовым сознанием и управления им. Делать это тем проще, чем больше в обществе основным мотивом к поиску и потреблению информации становится жажда развлечений, а не стремление к познанию, образованию, повышению квалификации, более глубокому пониманию мироустройства.


     Интернет и другие ИКТ оказывают существенное влияние процессы воспитания и социализации детей и молодежи. Появление невиданных ранее коммуникативных возможностей парадоксальным образом усиливает культурный разрыв поколений, разрушает традиционные механизмы трансляции от старших к младшим поведенческих моделей, нравственных и культурных ценностей, этических принципов.


     Доступ к информации может считаться всеобщим только тогда, когда все имеют возможность её получать на хорошо понятном языке. Но на сегодняшний день в Интернете представлено лишь 7 процентов языков.


    ИКТ делают всё более прозрачной и контролируемой не только общественную сферу (что, в целом, хорошо), но и частную жизнь (что, несомненно, плохо). Чем больше времени мы проводим за компьютером, в Интернете, чем больше мы потребляем информации и распространяем её, тем больше мы оказывается под контролем спецслужб, своих и иностранных, под контролем правительств, транснациональных корпораций, банков. Под контролем неизвестных нам людей. И даже под контролем машин, которые сегодня сами – без участия человека - принимают важные решения. Многие участники социальных сетей добровольно отказываются от приватности, далеко не всегда понимая последствия подобной открытости.


    Меняются традиционные, веками формировавшиеся представления об этике и морали, совершается огромное, причём растущее количество злоупотреблений и преступлений с использованием ИКТ.


    Налицо неспособность человечества в век виртуальных коммуникаций одновременно обеспечить и безопасность, и приватность.


    Полная прозрачность частной жизни – это фундаментальный антропогенный вызов. Мы пока не можем найти разумного баланса между свободой и ответственностью, правами и обязанностями в сфере информации и коммуникации.


    Киберпространство существует над политическими, административными и другими границами. В этом огромное завоевание человечества. Но целый ряд стран опасаются массированного инокультурного влияния и потому усматривают в киберпространстве источник рисков для своего суверенитета и для своей идентичности. Чтобы минимизировать эти риски, они пытаются в одиночку регулировать свои участки киберпространства, вырабатывать свои нормы информационной этики.


    Но если мы хотим сохранить единое и открытое киберпространство, мы должны осознать острую необходимость новой универсальной информационной этики. Изучение этических проблем информационного общества должно стать серьезным научным направлением, а формирование универсальных этических принципов должно всячески поддерживаться на международном уровне. Но для этого влиятельным мировым акторам необходимо преодолеть свой экономический, политический, культурный эгоизм и близорукость.


    Всё это наш новый мир. Мы в нём живём и будем в нём жить. И нам нужно учиться в нём жить так, чтобы не терять своего достоинства, не теряя гуманизма. Нам нужно этот мир глубоко изучать. Более того, нам нужно учиться тому, как изучать этот мир.


    Уважаемые коллеги!


    Всё то, о чем я говорил, составляет контекст, в котором будет реализоваться Программа «Информация для всех». Но, прошу вас заметить, до сих пор я говорил об изменениях, которые порождены только информационными технологиями. Между тем, сегодня ученые говорят о том, что столь же мощный потенциал влияния на социокультурные процессы имеют конвергентные нано-, био- и когнитивные технологии, развитие которых, в свою очередь, тесно связано с ИКТ. Специалисты предсказывают, что уже к середине XXI века нас ждут ещё более фундаментальные изменения. Искусственный интеллект достигнет уровня естественного интеллекта, а в ряде случаев и превзойдёт его. Всё большее распространение получат машинно-человеческие гибриды – созданные на биологической основе киборги и человекоподобные роботы-андроиды. Получают всё большее распространение идеи о том, что технологическое вмешательство в человеческий организм, фундаментальные изменения природы человека желательны и благотворны, поскольку позволяет сделать биологическую эволюцию по-настоящему управляемой. Кто-то называет это мировоззрение трансгуманизмом, а кто-то - технологическим фашизмом. Как бы то ни было, наше будущее всё больше оказывается в руках новых инженеров, генетиков, программистов.


     Анализ происходящего в мире побуждает нас по-новому увидеть задачи ПИДВ, место и роль, которую она может и должна играть в деятельности ЮНЕСКО.


     13 лет назад Программа «Информация для всех» была создана в ЮНЕСКО как реакция на процессы и последствия формирования информационного общества. Именно на процессы и последствия. Пора вспомнить об этих целях ПИДВ, которая сумела доказать свою нужность и востребована сегодня: 67 процентов государств-членов ЮНЕСКО, принявших участие в последнем обзоре деятельности ПИДВ, высказались за её усиление.


     Но что может сделать для решения всех этих проблем ПИДВ?


     Конечно же, ПИДВ не может их решить. Но она может помочь эти проблемы выявлять и формулировать. Она может помочь мобилизовать специалистов из разных сфер и разных стран. Она может помочь в анализе этих проблем, определить, в каких направлениях нужно двигаться и что именно надо делать на каждом из приоритетных направлений ПИДВ.


     ПИДВ полезна именно потому, что очерчивает рамки наиболее общих проблем информационного общества и помогает всем, кто в этом заинтересован, преодолеть существующие и постоянно возникающие опасные перекосы – если не на практике, то хотя бы на уровне их осознания.


     Межправительственный совет и особенно Бюро должны работать вместе с Секретариатом. Состав Межправительственного совета меняется, сегодня одни члены Совета и Бюро, а завтра другие. Это подвижная структура, а Секретариат – структура стабильная. Секретариат является основным хранителем знаний и опыта, полученных в рамках ПИДВ.


     Очень важно, чтобы члены Межправительственного совета вовлекали в реализацию ПИДВ страны, которые не являются членами Совета. Очень важно развивать дух солидарности и общей ответственности.


     ПИДВ – это наше общее дело.


     В заключение я хочу пожелать всем нам плодотворной работы.


     Большое спасибо за внимание!