21 октября 2014

Информация о ситуации в Республике Крым (Российская Федерация) в сферах компетенции ЮНЕСКО.


 Information on the Situation in the Republic of Crimea (Russian Federation) in the Fields of UNESCO Competence


 


СОДЕРЖАНИЕ:



  1. 1.           ИНФОРМАЦИЯ О СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ В ОСНОВНЫХ ОБЛАСТЯХ КОМПЕТЕНЦИИ ЮНЕСКО[1] 


(а) Право граждан на свободное выражение мнений.


(b) К псевдотезису об угрозе культурному наследию Крыма от «базирования Черноморского флота России». Состояние сохранности Херсонеса.


(c) К псевдотезису о «массовом вывозе»  предметов культуры из крымских музеев в российские города


(d) Обеспечение равного доступа к образованию в Крыму, в том числе с обучением на украинском и крымско-татарском языках.


 (e) Планомерные действия Украины по созданию социально-экономического кризиса в Крыму


 


2.  О «ЗАБЛОКИРОВАННОЙ» ИЛИ «ПРЕКРАЩЕННОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО В КРЫМУ[2] 


(i) Деятельность центра категории 2 под эгидой ЮНЕСКО «Артек»,


(ii) Работа экспертов в рамках конвенции 2001 года


 


3. МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАЦИИ В КРЫМУ


а. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"


b. Образование


c. Создание Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского


d. Культура


e. Здравоохранение


f. Работа с молодежью


 


4. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ  


 1.      ИНФОРМАЦИЯ О СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ В ОСНОВНЫХ ОБЛАСТЯХ КОМПЕТЕНЦИИ ЮНЕСКО[3]:


 


(а). Право граждан на свободное выражение мнений.


 


Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым не располагает данными о зафиксированных случаях так называемых «посягательств» на свободу слова, массовых нарушения прав журналистов, нападениях, избиениях, похищениях представителей средств массовой информации, озвучиваемые украинскими СМИ.


Что касается работы иностранных журналистов на территории Республики Крым, в том числе из государств - участников СНГ, то они аккредитуются в пресс-центре Министерства иностранных дел Российской Федерации в соответствии с Правилами аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 №1055. 


Кроме того, для организации свободного доступа к информации 24 июня 2014 года начал работу официальный Портал Правительства Республики Крым, который объединил в себе все сайты министерств, ведомств, а также иных государственных органов исполнительной власти. В структуре сайта в свободном доступе можно найти информацию о составе Совета министров Республики Крым, решениях правительства, о государственных и муниципальных заказах, вакансии, контакты и многое другое. В скором времени на портале появятся страницы городов и районов, в соответствии со структурой местных государственных органов власти. Отдельный раздел портала посвящен государственным закупкам, кадровой политике, на нем размещена контактная информация и обратная связь.


В соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», статьей 41 Закона Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» и в целях организации работы по обеспечению широкого информирования населения и средств массовой информации о деятельности Совета министров Республики Крым и органов исполнительной власти на заседании Правительства 19 августа 2014 года принято распоряжение № 826-р «Об организации работы по освещению деятельности Совета министров Республики Крым».


В Республике Крым и Севастополе сегодня действуют 3121 средств массовой информации[4], включая крымско-татарские. Из них - 47 телекомпаний и 59 радиостанций.


При комитете Госсовета Крыма по информационной политике, связи и массовым коммуникациям создается постоянно действующий экспертный совет. Он будет заниматься разработкой законодательных и нормативно-правовых регуляторных актов в области информационной политики, печати и отрасли связи.


Министерство информации и массовых коммуникаций Крыма ведет активную работу с кабельными операторами полуострова, связанную с необходимостью перестройки их политики вещания под новые запросы и пожелания крымчан.


В мае Роскомнадзор провел семинар для крымских СМИ с целью оказания им помощи в процессе вхождения в правовое поле России. Среди вопросов повестки: правовые аспекты работы и порядок регистрации средств массовой информации в Российской Федерации; система разрешительных документов в сфере массовых коммуникаций в России; порядки осуществления государственного контроля в сфере массовых коммуникаций, лицензирования телерадиовещания, а также порядок лицензирование деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания.


В октябре в Гурзуфе (Крым) состоялся Фестиваль «Ты можешь!» для молодых тележурналистов.


Крымско-татарские СМИ планируют создать профессиональное объединение журналистов. Об этом договорились на координационной встрече руководителей крымско-татарских национальных печатных и электронных СМИ. Создание объединения обусловлено необходимостью решения многих вопросов, которые возникли в сфере массовой информации с момента вхождения Крыма в состав Российской Федерации.


Следует обратит внимание на факты покушения на безопасность крымских журналистов, работающих на Украине: В августе члены экстремистской украинской группы «Правый сектор» задержали и избили журналистов издания «Крымский телеграфъ» фотографа Максима Василенко и корреспондента Евгению Королеву.


24 августа на Украине пропала внештатный корреспондент государственной телерадиокомпании «Крым» Анна Мохова во время поездки в зону боевых действий на Донбасс. Она была задержана неизвестными вместе со своим коллегой Алексеем Шаповаловым. Как сообщил главред, журналистка удерживалась сотрудниками Службы безопасности Украины (СБУ) в Харьковской области.


Представительства украинских СМИ могут беспрепятственно работать в Республике Крым как представительства иностранных СМИ. Это было подтверждено в апреле с.г. Министром по информации и массовым коммуникациям Крыма Дмитрием Полонским.


Претензии об ограничении свободы выражения в виде закрытия трансляции украинских каналов в Крыму необходимо увязывать с ситуацией на Украине. Там еще ранее была заблокирована трансляция российских каналов, имеют место многочисленные задокументированные случаи давления и прямого насилия над журналистами с участием национал-радикалов, исповедующих, по определению Европарламента, «расистские, антисемитские, ксенофобские взгляды».


(b) К псевдотезису об «угрозе культурному наследию Крыма от базирования Черноморского флота России». Состояние сохранности Херсонеса.


Обеспечение надлежащего содержания объектов культурного наследия, а также музейных ценностей Республики Крым является одной из приоритетных задач развития региона.


В сфере управления Министерства культуры Республики Крым находятся 16 музейных учреждений, 6 из которых являются историко-культурными заповедниками, одной из основных функций которых является памятнико-охранная деятельность.


С целью обеспечения нормативно-правовой регламентации сохранения и использования объектов культурного наследия разработан проект закона Республики Крым «Об объектах культурного наследия», который принят Государственным Советом Республики Крым в первом чтении.


Одним из первых актов Государственного Совета Республики Крым является постановление от 26.04.2014 №1841-6/14 «О мероприятиях, направленных на сохранение культурных ценностей», положения которого направлены на обеспечение сохранности культурного достояния Республики Крым, сохранение музейных предметов и музейных коллекций, в том числе переданных на временное хранение за пределы Республики Крым.


Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 №2152-6/14 «О мерах, направленных на сохранение объектов культурного наследия на территории Республики Крым в переходный период» установлен мораторий на отвод земельных участков, в пределах которых располагаются объекты культурного наследия (включая вновь выявленные); на реконструкцию, осуществление капитального строительства и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объектов культурного наследия; на изменение пользователей и собственников объектов культурного наследия.


На территории Крымаимеется единственныйобъект всемирного наследия - «Древний город Херсонес Таврический и его хора». Он был номинирован в СВН и затем утвержден в ходе 37-й сессии Комитета всемирного наследия в Пномпене (июнь 2013 г.) при непосредственном участии и поддержке российской делегации в качестве одного из членов Комитета.


Администрация Национального заповедника «Херсонес Таврический» не подтверждает информацию об ухудшении состояния памятников объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Древний город Херсонес Таврический и его хора».


Все заповедные территории сохраняют целостность, охраняются государством и представляют собой объекты исследования и туристической деятельности. На ряде участков Херсонесского городища и хоры проводятся археологические раскопки, сопровождающиеся работами по их консервации.


Археологические находки передаются в фонды заповедника.


Правительством г. Севастополя готовится Генеральный план города, в котором будут подтверждены все ранее отведенные заповедные территории и их буферные (охранные) зоны.


После включения Херсонеса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в июне 2013 года, украинской стороной не выполнялись рекомендации Центра всемирного наследия по увеличению финансирования работ по сохранению памятника. Заповедник был готов провести ряд работ на собственные внебюджетные средства, но Государственное казначейство Украины блокировало использование этих средств и значительные суммы остались на казначейских счетах.


Весь процесс подготовки Херсонеса к номинации в ЮНЕСКО был очень сложным. Разработанная Программа развития заповедника не была утверждена Министерством финансов Украины, а на подготовку номинационного досье не было выделено ни копейки. Весь процесс подготовки осуществлялся исключительно за счет энтузиазма коллектива и ученых.


Следует также добавить, что основные достижения, связанные с выявлением, сохранением и популяризацией Херсонеса связаны с деятельностью российских, советских и местных ученых и специалистов по охране памятников. Как это не парадоксально, но самые серьезные консервационно - реставрационные работы в Херсонесе проводились после Великой Отечественной войны. Эти мероприятия в полной мере отражают отношение государства к сохранению памятника. Не стоит забывать, что Херсонес был внесен в Предварительный список объектов номинируемых в ЮНЕСКО в 1989 государством СССР.


За последнее десятилетие для функционирования (в том числе, сохранение культурного наследия) заповедника главным распорядителем денежных средств Министерством Культуры Украины деньги не выделялись. Кроме того, Правительством Украины не были приняты программы развития Заповедника.


Важно отметить, что Комитет всемирного наследия не определил  присутствие Черноморского флота Российской Федерации в числе непосредственных потенциальных рисков для Херсонеса, в отличие от других городских факторов.


На объекте «Древний город Херсонес Таврический и его хора» принимаются меры во исполнение решения 37-й сессии КВН (37 COM 8B.40).


Научный коллектив Национального заповедника  (НЗ) «Херсонес Таврический» подготовил при содействии Минкультуры России материалы ко второму циклу Периодической отчетности об исполнении Конвенции ЮНЕСКО 1972 г. Ведутся соответствующие работы к отчетности о состоянии сохранности и выполнении решений КВН по данному культурному памятнику.


В апреле состоялся визит в Крым Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец и Министра культуры России Владимира Мединского в рамках открытия Год российской культуры. Программа Года российской культуры включает более сотни событий – спектакли, выставки. Кроме того, российские руководители провели специальную встречу с коллективом НЗ «Херсонес Таврический».


По мнению побывавшего в сентябре с.г. в Херсонесе директора музея Эрмитаж, Председателя Совета музеев России М.Б. Пиотровского,  «Заповедник - в блестящем состоянии». Он положительно отозвался о проектах развития объекта, отметил, что многое сделано и делается в вопросах реставрации, консервации и музеефикации памятников. Особо отметил большое количество экскурсантов.


На сегодняшний день научная база и работоспособность Национального заповедника  «Херсонес Таврический» после исторического воссоединения Крыма с Российской Федерацией не претерпела существенных изменений.


Заповедник по-прежнему открыт и действует даже более интенсивно, чем в прошлом году. За три месяца 2014 г. в качестве посетителей или экскурсантов Херсонес посетили 20142 человека, что на 8274 больше, чем за первый квартал минувшего года. Проведено 110 экскурсий (против 104-х за аналогичный период 2013 года). В музее побывали 377 иностранных туристов (304 - в первом квартале 2013 г.).


В соответствии с планом, утвержденным Ученым советом Заповедника на 2014 год, осуществляется научно-исследовательская, охранная, научно-просветительская и хозяйственная деятельность. Все фонды и коллекции заповедника сберегаются, обслуживаются и охраняются надлежащим образом.


По информации из Национального Заповедника, сильно преувеличены слухи и о недоступности заповедника для украинских ученых. «Херсонес Таврический» не сворачивал и не собирается сворачивать международную научную деятельность. В мае в Заповеднике состоялась XVI конференция по истории религии и религиоведению на тему: «Великая схизма. Религии мира до и после разделения Церквей». В конференции приняли участие археологи, византинисты и религиоведы. Среди докладчиков были исследователи из научных организаций Крыма, Москвы, Екатеринбурга, Барнаула, Казани. Были опубликованы тезисы выступлений докладчиков из Украины и Польши.


В июне на территории Херсонеса прошел VI Византийский семинар «Империя и полис» с участием российских и молдавских ученых.


Имеются планы дальнейшего развития международного научного сотрудничества.


 


 


(c) К псевдотезису о «массовом вывозе»  предметов культуры из крымских музеев в российские города


Абсолютно голословно обвинение в некоем массовом вывозе неких культурных ценностей из Крыма в другие города России. Данная информация не подтверждается. По крайней мере, в подаче украинской стороны, которая, очевидно, под вывозом подразумевает разграбление.


Скорее наоборот.


Крым - кладезь исторического наследия. На полуострове сегодня 318 больших и малых музеев.


По заявлению Министра культуры России В.Р.Мединского (март с.г.) в Крыму будут продолжены археологические исследования, изучены реестры объектов культурного наследия и разработана программа их охраны и реставрации. «В Крыму много объектов, которые достойны быть включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и мы эту работу будем проводить».


Охрана культурного наследия в Крыму объявлена одним из приоритетов российской политики. Не только потому, что культурное наследие бесценно, но и потому, что сохранять его требуют законы Российской Федерации.


Минкультуры России подписало соглашение с Крымом и Севастополем об охране культурного наследия и передаче Министерством культуры России части полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Совету министров Республики Крым и Севастопольской городской государственной администрации.


В этом соглашении, в частности, речь идет об осуществлении Крымом и Севастополем государственного контроля и надзора за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя; об охранных обязательствах при приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя; об определении границ историко-культурных заповедников федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя.


В июне с.г. Эрмитаж подписал с рядом музеев-заповедников Крыма соглашения о научном и культурном сотрудничестве. В контексте этого музейного сотрудничества в сентябре в Керчи состоялась научная конференция, посвященная взаимодействию Эрмитажа с Керчью, и 250-летнему юбилею Петербургского музея – памятной дате ЮНЕСКО.


Правительство Российской Федерации принимает активные меры для преодоления «черной археологии», над которой работают вместе с музеями Крыма.


Культурное наследие Крыма - это около 10 тыс. (для сравнения - в России на учете 140 тыс.) памятников археологии, истории, архитектуры, возраст некоторых из них исчисляется тысячелетиями.


Украинские и крымские источники последних лет, к сожалению, пестрели тревожными сигналами, связанными с культурным наследием: заброшенные древние постройки разрушаются, памятники страдают от несанкционированного строительства, «черные археологи» грабят древние города, монахи «приспосабливают» пещерные монастыри, не заботясь об охранных обязательствах, частные владельцы перестраивают изысканные виллы… Общественные организации и республиканский комитет по охране культурного наследия вынуждены даже были проводить ежегодные публичные акции в защиту крымских памятников.


В марте 2014 г. Россия взяла на себя ответственность за Крым, в том числе за охрану его культурного наследия. Среди многочисленных миров-цивилизаций, оставивших здесь богатейшее наследие, не на последнем месте Крым русский.


История русской культуры - в разных изводах — классические ансамбли Керчи и Севастополя, храмах «русского стиля», бесчисленных дворцах, усадьбах и вилл конца XIX - начала ХХ в. в самых разнообразных стилях и образах, от готического до модерна, от мавританского до неогреческого. Для нас – это Крым Волошина, Чехова, Грина, Паустовского и других крупных деятелей российской культуры.


В этой связи нет никакого повода говорить о рисках разорения или допущения Россией «массового вывоза» предметов культурного наследия из Крыма.


(d) Обеспечение равного доступа к образованию работы школ в Крыму, в том числе с обучением на украинском и крымско-татарском языках.


Право граждан Российской Федерации на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке, а также право на изучение родных языков в Республике Крым обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым проводится мониторинг потребности на территории республики в обучении на крымско-татарском и украинском языках.


В Республике Крым в 2013/2014 учебном году функционировало 510 дошкольных организаций (далее - ДО), в которых обучалось 59,9 тыс. детей. Из них 1 ДО с крымско-татарским языком обучения и воспитания (1 группа, 21 ребенок), 3 - с украинским языком обучения и воспитания (6 групп, 141 ребенок) 1 - с двумя языками (крымско-татарский и украинский, 2 группы с крымско-татарским языком обучения и воспитания, в них обучалось 33 ребенка, 2 группы с украинским языком обучения и воспитания, в них 24 ребенка).


В 11 муниципальных районах Республики Крым на базе 23 дошкольных организаций с русским языком обучения функционировали 30 групп с крымско-татарским языком обучения и воспитания, в которых занимались 820 детей, что составило 1,4 % от общего контингента.


В 2013/2014 учебном году в Республике Крым функционировала 571 дневная общеобразовательная организация, в которой обучались 176,4 тыс. учащихся. Из них:


7 школ с украинским языком обучения (103 класса, 2,2 тыс.учащихся),


15 школ с крымско-татарским языком обучения (182 класса, 3,0 тыс. учащихся),


1 школа с крымско-татарским языком обучения и классами с украинским языком обучения (25 классов, 809 учащихся с крымско-татарским языком обучения; 15 классов, 310 учащихся с украинским языком обучения),


368 школ с русским языком обучения (4864 класса, 97,0 тыс. учеников).


Кроме того, в Республике функционировали общеобразовательные организации с двумя и тремя языками обучения:


133 - с русским и украинским языками обучения,


20 - с русским и крымско-татарским языками обучения,


21 - с русским, крымско-татарским и украинским языками обучения.


Всего в 2013/2014 учебном году учащихся, обучающихся на русском языке - 158,1 тыс. человек (89,7%), украинском - 12,6 тыс. (7,2%), крымско-татарском - 5,5 тыс. (3,1%).


На основе свободного, добровольного, информированного выбора языка преподавания и изучения образовательная организация локальными нормативными актами определяет язык, языки образования на учебный год (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3).


В соответствии с законодательством Российской Федерации и с целью организации преподавания украинского и крымско-татарского языков в общеобразовательных учреждениях Республики Крым Крымским республиканским институтом последипломного педагогического образования проводится следующий ряд мероприятий:


курсы повышения квалификации учителей украинского языка и литературы, учителей крымско-татарского языка и литературы в объеме 108 часов;


семинары - практикумы по актуальным вопросам преподавания данных языков;


Республиканские олимпиады по украинскому языку и литературе и крымско-татарскому языку и литературе;


конкурсы, фестивали по предметам;


разработаны методические рекомендации «Об особенностях преподавания украинского языка и литературы и крымско-татарского языка и литературы в 2014/2015 учебном году»


учебные программы по вышеуказанным предметам приводятся в соответствие с законодательством Российской Федерации.


Базовая подготовка учителей крымско-татарского языка и литературы и украинского языка и литературы в 2013/2014 учебном году осуществлялась Таврическим национальным университетом имени В.И. Вернадского, республиканскими высшими учебными заведениями «Крымский инженерно-педагогический университет» и «Крымский гуманитарный университет».


Кроме того, на базе Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет» готовили преподавателей-филологов по специальностям: «Украинский язык и литература и крымско-татарский язык и литература», «Крымско-татарский язык и литература и русский язык и литература», «Крымско-татарский язык и литература и английский язык», «Крымско-татарский язык и литература и турецкий язык».


При формировании школьной программы на 2014-2015 гг. украинские школы выбрали всего 230 человек (население Крыма ок. 2 млн человек


 


О подготовке системы образования Республики Крым к началу нового 2014/2015 учебного года


К началу 2014/2015 учебного года система образования Республики Крым будет представлена следующими образовательными организациями:


дошкольные - 510, общеобразовательные - 570, дополнительного образования для детей - 148, среднего профессионального образования - 361 (ПТУ, техникумы, колледжи), высшего профессионального образования (вузы) - 12.


С целью наиболее эффективного' использования потенциала высшей школы Крыма Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2014 года создан Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского, в состав которого вошли семь ведущих высших учебных заведений Республики, семь колледжей и столько же научных организаций.


Всего на территории Республики Крым продолжают образовательную деятельность 12 высших учебных заведений.


Система среднего профессионального образования республики насчитывает 61 учебное заведение.


Приёмная кампания 2014 года. Базовым вузом на территории Республики Крым для приёма граждан, вынуждено покинувших территорию Украины, был определён Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, который принял на обучение на 1 курс 250 лиц указанной категории.


С целью подготовки учебно-материальной базы объектов образования к работе в новом 2014/2015 учебном году в июне 2014 подписаны соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Советом министров Республики Крым о предоставлении в 2014


году субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Крым по следующим направлениям:


1) на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению учебников в объеме 899 077,6 тыс. руб. (реализация проекта завершена);


2) на финансовое обеспечение мероприятий по повышению квалификации педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в Республике Крым, в размере 458 млн руб. (9 млн евро). Реализация проекта продолжается;


3) на модернизацию региональной системы дошкольного образования в объеме 577 млн. руб. (11 млн евро): планируется за счет реконструкции и капитальных ремонтов дошкольных образовательных организаций ввести в эксплуатацию до конца 2014 года 41 объект;


4) на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в объеме 29 млн руб. (570 тыс евро): до конца 2014 года будет отремонтировано 9 спортивных залов, выполнено устройство 4 спортивных площадок и оснащены спортивным оборудованием спортивные залы 33 школ, в 14 сельских районах;


5) на финансовое обеспечение мероприятий по закупке школьных автобусов планируется приобретение в 2014 году как минимум 82 школьных автобусов (потребность - 150 автобусов);


6) на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации региональных систем образования Республики Крым в объеме 1 млрд руб. (19 млн евро): 16 субъектами Российской Федерации, закрепленными за районами и городами Республики Крым в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 08.04.2014 № ДР - П16-54пр, оказана помощь образовательным организациям на общую сумму 39 360,9 тыс.руб (764 тыс евро).


«Что касается положения крымских татар, то они – граждане Российской Федерации и подлежат соответствующему отношению, как и любой другой гражданин нашей страны[5]. Никаких депортаций не планируется, и никто даже об этом не думает. Обращается внимание, что после того, как в Крыму прошел референдум, и подавляющее большинство местного населения путем свободного волеизъявления приняло соответствующее решение, одним из первых актов после воссоединения Крыма с Россией стало установление там трех государственных языков, в том числе крымско-татарского, который получил государственный статус, чего никогда не было, пока Крым находился в составе Украины. Россия  будет обеспечивать права крымского народа и всех других, населяющих Крым и Российскую Федерацию в целом. Это – государственная политика».


   


(e) Планомерные действия Украины по созданию социально-экономического кризиса в Крыму


 


Водоснабжение.


После ряда периодических отключений киевскими властями весной с.г. подачи воды в Крым через Северо-Крымский канал в июне доступ водных ресурсов на полуостров через этот канал был остановлен временной плотиной. Этот факт подтвержден наблюдателями Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по итогам их инспекций Херсонской области.


До присоединения Крыма к России Украина обеспечивала 85% водоснабжения Крыма через идущий от Днепра Северо-Крымский канал. После вхождения республики в состав России в Крыму полностью была прекращена подача воды.


Наблюдатели констатировали, что временная плотина, расположенная в нескольких километрах перед административной границей, практически полностью отрезала поступление воды в сторону Крыма. В то же время, по сообщению  «мониторов», власти Херсонской области уверяли их в обратном.


Из-за нехватки воды Республика может потерять до 120 тыс. гектаров культур; уже погиб весь посев риса. Потенциальный ущерб от этого оценивается в 5 млрд руб. (98 млн евро). Это также означает потерю работы для 180 тыс. жителей региона, которые заняты в этой отрасли, а это 18% от всех работающих на экономику региона.


Подача воды в Северо-Крымский канал была возобновлена после переброски воды из крымской реки Биюк-Карасу в Северо-Крымский канал. Кроме того, Минобороны РФ поставляет на юго-восток полуострова до 9 тыс. кубических метров воды в сутки.


В мае премьер-министр России Дмитрий Медведев пообещал выделить на водоснабжение Крыма 2,5 млрд руб. (48 млн евро).


 


Энергоснабжение.


До настоящего времени около 80% потребляемой электроэнергии Крым получает из объединенной энергосистемы Украины, что ставит под угрозу энергетическую безопасность полуострова.


Весной с.г. киевские власти всерьез заявляли о возможности прекращения поставок энергоресурсов на территорию Республики Крым, к чему призывали противники ее отделения от Украины.


По заявлению Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева,  руководство России решает вопрос с обеспечением Крыма электроснабжением. «В случае любых критических ситуаций мы всегда сможем обеспечить альтернативными источниками энергоснабжения полуостров».


Создание собственной генерации электроэнергии в Крыму потребует от российского Правительства 90 до 100 млрд рублей (3 млрд евро).


 


Газоснабжение.


Во избежание рисков также планируется строительство специального подводного газопровода в Крым, по дну Черного моря. Стоимость проекта - 5-6 млрд рублей (120 млн евро). Его мощность составит 1,5-2 млрд кубометров в год.


 


  


2. О «ЗАБЛОКИРОВАННОЙ» ИЛИ «ПРЕКРАЩЕННОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО В КРЫМУ[6]:


 


(i)              Деятельность центра категории 2 под эгидой ЮНЕСКО «Артек»


 


В решении 194-й сессии Исполсовета (194 EX/17, Часть I) Международный детский центр «Артек» отнесен к числу недействующих центров категории 2 под эгидой ЮНЕСКО.


В том же решении предусматривается проведение оценки недействующих институтов и центров, включая «Артек».


Российская делегация уже информировала Исполсовет на его 194-й сессии о том, что наша страна готова наладить управление Международным детским центром «Артек». В апреле с.г. Правительство поручило российским министерствам разработать долгосрочную программу развития «Артека». Эта программа, которой, кстати, раньше не существовало, будет направлена на то, чтобы «Артек» сохранил свой международный статус и оставался постоянного действующим международным центром детской дипломатии.


На сегодняшний день Международный детский центр «Артек» представляет собой многофункциональный комплекс круглогодичного пребывания детей.


Центр состоит из 10 лагерей, в том числе 9 действующих лагерей с проектной мощностью в смену на 3 523 места, из них круглогодично - 1 729.


Территория Центра превышает 216 га (в том числе, 5,82 га пляжной зоны и 112 га озелененной территории).


В 2014 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 1061-р было определено сохранить лидирующую позицию Детского центра на постсоветском и мировом пространстве, создав на базе «Артека» лучшую международную площадку по созданию и апробации инновационных форм общего и дополнительного образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей.


На базе Центра планируется осуществить разработку и реализацию новых и совершенствование традиционных образовательных программ, отвечающих международным и национальным требованиям социализации, будущему профессиональному самоопределению детей.


В планах работ Детского центра - стать лучшим центром довузовского образования, центром производства и демонстрации самых успешных образовательных практик, конкурентноспособных на мировом уровне. В перспективе Школа «Артек» должна стать привлекательной для детей граждан других стран с точки зрения получения качественного образования, позволяющего поступать в ведущие вузы мира.


В настоящее время в Правительстве Российской Федерации находится на согласовании Концепция долгосрочного развития МДЦ «Артек» до 2020 года.


Но уже в  2014 году для реализации первоочередных мер по восстановлению деятельности и развитию Детского центра «Артек» Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2014 года №565 определено направление средств федерального бюджета на реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий, приобретение оборудования, инвентаря, мебели, на приобретение и ремонт техники, на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности лиц, находящихся на территории МДЦ «Артек»..


С целью реализации указанных программных мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» предусмотрено финансирование работ по реконструкции «Артека» в объеме 21 405 000 тыс. руб. (411 млн евро).


Уже к 2021 году «Международный детский центр «Артек» в течение смены сможет принять 4700 детей.


«Артек» станет самым современным комплексом международного масштаба, отвечающим высоким социальным требованиям, в соответствии с направленностями дополнительных образовательных программ.


 


(ii)       Работа экспертов в рамках Конвенции ЮНЕСКО 2001 года


 


На территории акваторий Черного и Азовского морей находится значительное количество объектов подводного наследия, известно около 500 объектов. Ежегодно объекты подводного культурного наследия изучались подводными археологическими экспедициями Института археологии Национальной Академии Наук Украины, Киевского Национального университета им. Т.Г.Шевченко.


Российская Федерация пока не является членом Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г.  Вместе с тем, приняв после воссоединения Крыма с Россией на себя обязательства по сохранению крымского культурного наследия, Российская Федерация обращает внимание и на сохранение объектов подводного культурного наследия  расположенных в данном регионе, включая 5 объектов подводного культурного наследия, поставленных ранее на государственный учет Украиной в рамках Конвенции 2001 г.


В учреждениях и институтах Крыма, работают специалисты, связанные с подводным культурным наследием. Российские и украинские специалисты и ученые имеют большой опыт совместной работы в данной сфере. Они поддерживают многолетние не только профессиональные, но и дружеские отношения.


В структуре Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым продолжает действовать Сектор подводного наследия, образованный в 2011 г.


Работа в Республике на этом направлении продолжается.


В мае с.г. ЮНЕСКО пригласила российских специалистов принять участие в научной конференции, посвященной подводному культурному наследию Первой мировой войны, которая пройдет в г.Брюгге (Бельгия) 26-28 июня с.г.


4 октября с.г. в Севастополе в рамках Пятой Международной конференции «Водолазное дело России» состоялся форум «Подводное наследие Крыма».


В программе форума – информационные сообщения участников и проведение круглых столов по актуальным вопросам подводной деятельности в Крыму, среди которых: подводное наследие Крыма – погружения на затонувшие объекты, безопасность погружений: правовые аспекты, страхование, сертификация, взаимодействие с государственными структурами.


 


3. МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАЦИИ В КРЫМУ


 


            а. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"


            В рамках Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" предполагается выделить 681, трлн руб. (13,6 трлн евро).


Цели программы - интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Задачи Программы на период 2015 - 2020 годов: устранение ограничений транспортной инфраструктуры; устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона; устранение ограничений инженерной инфраструктуры; развитие социальной сферы; обеспечение межнационального согласия.


 


            b. Образование:


            На финансирование мероприятий по модернизации региональных систем образования в Крыму Правительством России распределено более миллиарда рублей (20 млн евро), в Севастополе — более 208 млн рублей (4,1 млн евро). Эти деньги будут потрачены на капитальный ремонт учебных зданий, покупку оборудования, инвентаря, мебели и специальной техники для образовательных организаций. Кроме того, предполагается, что часть средств будет направлена на приобретение бланков аттестатов и дипломов.


Кроме того, выделено 460 млн руб. (9,2 млн евро) на повышение квалификации более 17 тысяч педагогов и руководителей образовательных учреждений в Крыму. Также почти 87 млн руб. (1,7 млн евро) пойдут на повышение квалификации 3,3 тысячи педагогов из Севастополя.


Почти 900 млн руб. (18 млн евро) предлагается потратить на приобретение учебников в крымские и около 163 млн руб. (3,2 млн евро) в севастопольские школы и вузы. Всего предполагается приобрести более 236 тысяч комплектов учебников. Кроме того, на покупку школьных автобусов в Крыму выделено более 123 млн руб. (2,5 млн евро).


В начале мая был подписан документ об интеграции полуострова в Российскую систему образования. Согласно нормативному акту, в России будут признаваться образование, квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные в украинских учебных заведениях. Подтверждать их не требуется. Пресс-служба Минобрнауки ранее сообщила, что более 20 тысяч крымских педагогов уже прошли курсы повышения квалификации. Программа курсов в Крыму стартовала 2 июня.


 


            c. Создание Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского


Правительство России распорядилось создать, Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского.


Проект распоряжения о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского" разработан в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и во исполнение решений, принятых на заседании правительства 31 марта 2014 года (пункт 1 раздела 9).


Университет будет создан на базе семи вузов и семи научных организаций.


КФУ займется научно-технологическими проектами в космической сфере совместно с ФГУП "ЦНИИ машиностроения". Ученые и исследователи займутся дистанционным зондированием Земли, мониторингом астероидно-кометной опасности и слежением за космическим мусором, а также разработкой наноматериалов для ракетно-космической техники. Предусматривается создание совместных студенческих лабораторий, исследовательских групп, базовых кафедр, проведение в городе Королеве, колыбели российской космонавтики,  производственной практики для крымских студентов. А в студенческом конструкторском бюро будет создаваться университетский спутник.


 


d. Культура


Минкультуры России подписало соглашение с Крымом и Севастополем об охране культурного наследия и передаче Министерством культуры России части полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Совету министров Республики Крым и Севастопольской городской государственной администрации.


В документе, в частности, идет речь об осуществлении Крымом и Севастополем государственного контроля и надзора за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя; об охранных обязательствах при приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя; об определении границ историко-культурных заповедников федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя.


 


В ходе поездки в Крым в августе с.г Президент России В.В.Путин посетил Дом-музей А.П.Чехова. В музее состоялась встреча Владимира Путина с деятелями культуры.


Встреча была посвящена вопросам интеграции Республики Крым в культурное пространство Российской Федерации.


 


е. Здравоохранение


Более 6 миллиардов руб. (120 млн евро) выделено на программу по модернизации системы здравоохранения в Крыму и Севастополе.


 Как сообщила глава Минздрава России Вероника Скворцова, в Крыму планируется строительство пяти высокотехнологичных центров, девяти фельдшерско-акушерских пунктов и 25 врачебных амбулаторий.


 


 


f. Работа с молодежью


Международный молодежный слет «Таврида» впервые проходил в августе 2014 г. недалеко от Севастополя.


«Таврида» организована Общероссийским Народным Фронтом совместно с Федеральным агентством по делам молодежи и общественной организацией «Опора России».


 



  1. 4.     МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


В Крыму мирно проживают представители более 125 различных национальностей, из них 58 - 60 % русских, 20 - 24 % украинцев, 10 - 12 % крымских татар, а также греки, армяне, грузины и другие этнические группы. 


Положение крымских татар в Республике, как и представителей других народов, обусловлено равенством, закрепленным ст.19 Конституции Российской Федерации и ст. 13 Конституции Республики Крым.


Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, языка, происхождения, а также других обстоятельств.


В целях восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории Крымской АССР армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и допущенных нарушений их прав Президентом Российской Федерации подписан Указ от 21.04.2014 № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».


Кроме того, Государственным Советом Республики Крым в первом чтении принят проект закона республики «О некоторых гарантиях прав народов, депортированных во внесудебном порядке по национальному признаку в 1941-1944 годах из Автономной Крымской Советской Социалистической Республики». Данный акт направлен на социальную защиту граждан из числа крымских татар, армян, болгар, греков, немцев и членов их семей, а также их детей, родившихся после выселения в 1941-1944 годах во внесудебном порядке по национальному признаку из Автономной Крымской Советской Социалистической Республики в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, и вернувшихся на постоянное проживание в Республику Крым, а также на лиц, из числа крымских татар, армян, болгар, греков, немцев - жителей Автономной Крымской Советской Социалистической Республики, которые на момент депортации по национальному признаку находились за, пределами Крыма (воинская служба, эвакуация, принудительные работы), и были направлены на спецпоселения в места дислокации депортированных народов.


Религиозное сообщество республики представлено более чем 1 тыс. религиозных организаций, в том числе религиозными центрами, управлениями, монастырями, миссиями, братствами и духовными учебными заведениями, которым предстоит пройти процедуру регистрации в рамках российского законодательства. В республике широко представлены традиционные конфессии, в том числе православие, ислам, иудаизм, а также католичество и армянское апостольское христианство. 


Религиозная ситуация в республике в целом оценивается как стабильная, в 2014 году в республике не зафиксировано фактов межрелигиозного противостояния  между представителями различных религиозных организаций.


 






Крым (Российская Федерация): с марта 2014 г. на основании референдума «За воссоединение Крыма с Россией» и Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».




[1] В порядке пунктов Пояснительной записки к Решению 194-й сессии ИС по Крыму 194 ЕХ\32.




[2] Формулировки Пояснительной записки к проекту решения 194 ЕХ\32




[3] В порядке пунктов Пояснительной записки к Решению 194-й сессии ИС (194 ЕХ\32) по Крыму.




[4] Из заявления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) Александра Жарова от 29 сентября с.г.




[5] Из материалов пресс-конференции Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на полях 69-й сессии ГА ООН (сентябрь 2014 г.)




[6]   Использована формулировка Пояснительной записки к проекту решения 194 ЕХ\32