5 ноября 2014

Стенограмма выступления Постоянного представителя России при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой на информационном совещании по вопросам реорганизации системы управления Исполнительного совета Организации (Париж, штаб-квартира ЮНЕСКО)


Спасибо, уважаемый господин Председатель.


Мы сегодня обсуждаем важные вопросы, которые касаются не только улучшения работы Исполнительного совета. Речь идет о структуре Организации, улучшении взаимодействия между его органами и так далее.


В первую очередь, хотела бы поблагодарить участников встречи и ее гостей – представителя Глобального фонда и независимого аудитора.


Для меня управленческие темы очень понятны.  Я сама в 1994-2000 гг. была Государственным аудитором. В этом качестве занималась аудитом банков и долгов Российской Федерации.


Как правило, управленческий аудит проводится в двух случаях.


Первый – чтобы привести систему управления в соответствие с современными требованиями и, в определенном смысле, «встряхнуть» организацию.


Второй – когда действительно есть большая необходимость, для повышения эффективности организации пересмотреть систему управления.


В этой связи у меня возник вопрос, что толкнуло Глобальный фонд на проведение управленческого аудита. Что-то не устраивало в системе управления? Ради чего все это делалось?


Кроме того, как нам кажется, проблемы Глобального фонда мало применимы к ЮНЕСКО. Ведь объемы финансов Глобального фонда, система их сбора и расходования финансовых средств, абсолютно другие.


Уважаемые коллеги,


Вряд ли кто-то может не согласиться с тем, что система управления международной организации является значительно более сложным механизмом по сравнению с любым министерством или даже структурой правительства внутри страны. Такая система намного сложнее в плане принятия решений, преодоления консервативности, нежелания что-то менять.


Ключевая проблема для ЮНЕСКО была выражена сегодня в ходе выступления Гендиректора Организации во фразе: «мы на перепутье». Конечно, мы на перепутье. Ведь у нас отсутствуют 22% бюджета Организации. Мы не знаем, что будет дальше и находимся в этом плане в совершенно неопределенной ситуации.


Кроме того, мы не знаем, что будет происходить с глобальной экономикой в ближайшее время.


Если сейчас среднемировая инфляция составляет 4-5%, то кто скажет, как она изменится завтра? А это значит, что вместе с  сокращением бюджета ЮНЕСКО стремительно падает и, способность Организации производить определенный продукт и добавленную стоимость.


Попытки прежнего Исполсовета реструктуризировать Секретариат и сконцентрироваться на каких-то приоритетных программах, на мой взгляд, провалились. Я имею в виду работу стран-членов перед сессией Генеральной конференции (в 2013 г.), когда с этой целью была создана специальная Рабочая группа. В итоге результат не достигнут. Я бы сказала, что вновь «каша размазана по тарелке тонким слоем»…  То есть никакой концентрации ресурсов у нас не получилось. А это вопрос теперь стоит перед нами намного более серьезно, важно его решить уже на ближайшей Генконференции.


Не могу согласиться с моим коллегой из Афганистана по поводу того, что у нас отсутствует доверие между Исполсоветом и Секретариатом.


Не знаю, были ли Вы, господин Посол, здесь  в начале 2000-х гг. Когда в то время я была заместителем Генерального директора, вот тогда  между Секретариатом и Исполосоветом были настоящие сражения! Было недоверие к каждой букве и каждой цифре. Постепенно это недоверие сошло на нет. Считаю, что сейчас между нами вполне доверительные отношения. Секретариат всегда все разъясняет странам-членам и не избегает контактов. Сложилась очень продуктивная рабочая атмосфера.


Другой вопрос -  нам самим надо хорошо подумать о периодичности отчетов, которые мы требуем от Секретариата по различным вопросам. Нужна определенная, разумная периодичность таких запросов. Подчас, не успеет закончиться Исполсовет, а уже через месяц Секретариат должен готовить отчет. Что может быть реально достигнуто за месяц? Да ничего! Мне представляется весьма полезной работа по отчетности, которую мы с вами провели в рамках последней подготовительной Рабочей группы.


Уверена, что установив периодичность отчетности, мы существенно улучшим работу, а Секретариат сможет лучше организовать свою деятельность.


Позвольте не согласиться с коллегой из Канады, который призвал больше использовать различные формы голосования в работе Исполсовета. Мы не против голосования по техническим, процедурным  вопросам, чтобы не тратить на них время.. Но по сущностным вопросам, основным вопросам, серьезно затрагивающим сферы образования, науки и культуры,  мы должны искать консенсус! Да, действительно, подчас в результате консенсуса формулировки получаются более расплывчатыми, а сами решения – более слабыми. Но ЮНЕСКО всегда была организацией консенсуса, который искали и находили даже по самым сложным вопросам!


Взять даже палестинские резолюции. До 2011 года обсуждение этих пунктов всегда проходило в попытке поиска консенсуса. Не помню, чтобы так легко, как сейчас переходили к голосованию.


Подводя итог, считаю весьма полезной предложенную нам работу по усовершенствованию системы управления в ЮНЕСКО. Да, ее необходимо делать периодически. Но, вместе с тем, не стоит ждать каких-то чудес от этой работы. Каждая страна, работая в  международной организации, сохраняет свои интересы, пытается их защитить. В силу этого резкие изменения здесь просто не возможны, в том числе в управленческом плане.


Благодарю за внимание.






     Элеонора Валентиновна Митрофанова – Чрезвычайный и Полномочный Посол, Постоянный представитель России при ЮНЕСКО (с 2009 г. по н.\вр.), заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по административным вопросам (2001-2003 гг.), Председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО (2009-2011 гг.), Председатель 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (Санкт-Петербург, 2012 г.)