30 ноября 2014

Выступление представителя Минкомсвязи России на 29-й сессии Межправительственного совета Международной программы развития коммуникации (МПРК)


Благодарю Вас, г-н Председатель,


Российская Федерация поддерживает работу, которая ведется ЮНЕСКО и МПРК.


Полагаем, что площадка в защиту свободы слова и защиту прав журналистов является действенным и современным механизмом.


Надо сказать, что в России принят всеобъемлющий и комплексный подход к законодательству, защищающий журналистов и свободу слова, регламентирующий ответственность и подразумевающий суровое наказание даже за угрозы причинения вреда здоровью работников СМИ.


В связи с этим хотелось бы сказать, что в Докладе важно в будущем проводить и анализ причин и рекомендации по ходу решения проблемы. В анализе причин важно, в том числе, различать и классифицировать конкретные случаи убийств журналистов, потому что причины могут различаться и для понимания и адекватного анализа необходимо проверять все ситуации. Наиболее болезненными и наиболее критичными являются те случаи, когда убийства совершаются именно в связи с профессиональной деятельностью журналистов, и для того, чтобы ей воспрепятствовать. Расследовав и проанализировав причины, в том числе законодательного характера, мы как раз сможем предложить комплексное решение проблем, которые также можно будет отслеживать по принимаемым мерам разными странами.


Как я уже обратила внимание, в комплексном подходе Российской Федерации выделены несколько моментов.


Во-первых, запрет на воспрепятствование деятельности журналистов. Законодательно ни одно лицо, тем более официальное (подразумеваются чиновники), не может ей препятствовать. Нарушители наказываются законодательно.


Во-вторых, защита источников. Согласно российскому законодательству, журналист имеет право не называть источник, за исключением специального решения суда, требующего раскрытия источника информации.


И, наконец, последнее. Убийство журналистов и причинение тяжелого и тяжкого вреда здоровью журналистов, а также членам их семей является отягчающим обстоятельством и переводит подобные преступления в разряд особо тяжких с назначением самого сурового наказания.


Хотелось бы обратить внимание на следующий факт. Из 15 реальных убийств журналистов, представленных в Докладе и совершенных в Российской Федерации, 8 расследовано, (причем 5 преступников уже осуждены) а, соответственно, 7 находятся в состоянии расследования.


Здесь хотелось бы высказать несколько замечаний.


Не вся приведенная информация корректна. Так, Михаил Бекетов, который фигурирует в Докладе как один из убитых журналистов (причем официальная информация по этому случаю не была представлена), на самом деле умер в результате тех болезней, которые стали следствием травм, причиненных преступниками, которые его жестоко избили. Тем не менее, называть это убийством не вполне корректно. Избиение расследуется, причем контролируется на самом высоком уровне. Более того, Михаил Бекетов стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области СМИ. Награда вручалась лично Президентом, в том числе денежная премия. Это одно из направлений поддержки журналистов на самом высоком уровне – проведение мероприятий, направленных на повышение осведомленности, вручение правительственных премий. Присуждаются в том числе журналистам, которые ведут активную расследовательскую деятельность, и которые зачастую оказываются втянуты в конфликты с местными властями. Поддержка федерального Правительства является своего рода гарантией защиты, гарантией поддержки и на самом деле оказывает свое влияние. Это то, что может делать правительство разных государств, проявляя не только свою добрую волю, но и реальную заинтересованность в защите журналистов. Предлагаем всем заинтересованным сторонам взять это на заметку.


И, наконец, по поводу анализа причин. Наблюдаем всплеск проблем, связанных с деятельностью журналистов. Очевидно, что регионы, находящиеся в фазе нестабильности, становятся наиболее опасными для журналистов, о чем уже сегодня говорили коллеги. В связи с этим, обеспокоены ситуацией на Украине, где пострадал целый ряд журналистов, где мы потеряли наших коллег и наших друзей. Соответствующие материалы будут переданы. Безусловно, это общая проблема и связана она с тем, что в зонах нестабильности, в зонах ослабления центральной власти сложно найти адресата, от которого можно требовать уважительного отношения к свободе слова и защиты журналистов. В связи с этим, дестабилизация обстановки является фактором ухудшающим ситуацию, что также должно быть отражено.


Резюмируя, хотелось бы еще раз поблагодарить за ту работу, которая была проведена и учесть на будущее те предложения, которые мы сделали и, в том числе, попросить корректного отражения информации, поскольку, к сожалению, не вся представленная информация по журналистам соответствует действительности.


 


Париж, 21 ноября 2014 г.