16 июня 2015

Посол Доброй воли ЮНЕСКО А.В.Очирова выступила на ежегодном совещании в ЮНЕСКО


Photo©Russian Delegation to UNESCO: Anna ZVEREVA

 


К вопросу  сбережения  человечества и гуманитарной безопасности человечества.


 


    На современном историческом этапе проблема развития приобретает особое значение, и звучание этого вопроса уже давно выходит за национальные рамки, и уже не может сводиться только к социально – экономическим или культурным переменам, ведущим к улучшению качества жизни народов. Сегодня она должна быть осмыслена всем человечеством как глобальная проблема сохранения цивилизации и сбережения человечества.


    Существует ли по этому поводу единство взглядов в современном мире?  Как известно, вопросы сбережения народа – особая тема в национальной повестке любой страны, ибо народ – её главный ресурс. В историческом плане в России идея сбережения народа была сформулирована великим русским ученым  М.В.Ломоносовым  и в наше время актуализирована и поддержана многими учеными, общественными деятелями. Достаточно назвать имена А.И.Солженицина и Президента В.В.Путина.


    Повышенный интерес к этому вопросу во многих странах сегодня связан с необходимостью принятия стратегических моделей развития, преодоления рисков и вызовов современного глобального мира, задачей осознания безопасного и устойчивого развития. Как известно, эмпирическое многообразие человечества наблюдалось как по вертикали, так и по горизонтали исторического опыта, закреплялось в исторических социальных  структурах, в социально - культурном  многообразии и различиях.


   Однако, со временем  по мере обретения миром взаимозависимости и цельности,  констатация множественности и изменчивости все больше дополнялась поисками всеобщности, идея которой обнаружилась ещё в античности.                                                          


    В те же времена обозначился и вопрос «Что такое человек?», который существовал потом во все времена, в колебаниях добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, возрождений и упадка культур и цивилизаций, рождений и смертей миллионов людей.  Как мы знаем, сегодня мир в глазах человека меняется стремительно быстро и новые познавательные и информационные технологии – это не только возросшие возможности развития и сохранения человечества, но и глобальные вызовы в планетарных масштабах, которые необходимо осознать и с помощью управления превратить в целевые установки развития цивилизации.


    К сожалению, планетарное самосознание не удержало в себе выработанное уже в античности подходы, определившие гармонию личности как важнейшее условие существования земного и космического миропорядка. Трагические социальные характеристики современного мира, насыщенного разрушением природы, общества и внутреннего мира человека, теряющего свою сущность в массовой потребительской культуре, разрушающей  своё нравственное и физическое здоровье. Кроме того, в мире сформировались проблемы, которые имеют глобальный характер и беспрецедентную сложность, подвергая мощному воздействию сами основы человеческой жизни и цивилизации, разрушая физическое и нравственное здоровье человека. Встает главный цивилизационный вопрос – насколько совпадают особенности современного мира с программой самого человека?    И достаточен ли существующий сегодня миропорядок и человеческий ресурс для определения базовых возможностей развития и управления глобальным миром, который развивается сегодня почти бесконтрольно и в ущерб жизни и человеку,  развитию человеческого потенциала и сбережения человечества?


    Заметим, что ресурс человечества, определяющий существующий в мире порядок складывается из многих направлений деятельности и достижений человечества, однако, к сожалению,  духовность и нравственность в этом процессе не занимают достойное место.  Вместе с тем человечество не может успешно развиваться без смены и цели, и поэтому оно должно определиться для себя в императиве, необходимом для своего сбережения и устойчивого, и безопасного развития. И, если ранее народы вовлекались в жестокие конфликты и войны, направленные на «переделывание» или уничтожение других, то сегодня все человечество должно осознать опасность таких действий, и их последствий, понять свою ответственность за содеянное и осознать свою суть, и самоценность  человеческой жизни  как свой собственный смысл и императив общечеловеческого измерения мира.


    В современных условиях неустойчивого и опасного мира, с разрушением общечеловеческих ценностей и смыслов, с варварским отношением к природе и человеку, где по прежнему война является популярным средством, первостепенное значение приобретает задача формирования безопасного и гармоничного гуманитарного пространства, с акцентом на новые регламенты взаимодействия, где безусловным законом и необходимостью как для человека, так и для человечества станет нравственность. Как известно, войны, стрессы, страхи, вызывают в человеке отчуждение, разрушают его внутренний мир, уничтожают целые народы и государства. С этой точки зрения наиболее опасным идеологическим сопровождением, побуждающим к человеконенавистничеству и вражде - являются идеи фашизма, национализма, расизма, терроризма, которые сыграли в истории человеческой цивилизации печально известную роль. Именно эти и подобные им идеи должны быть изъяты из духовного арсенала человечества, как на страновом, так и на международном уровнях.


    Следует отметить, что любая целеполагающая деятельность человека всегда имманентно связана с аксиологическим моментом, и различными ценностными ориентациями всегда занимают ключевое место в различных моделях и структурах, образуя не только их эмпирическое многообразие , но и определяя их всеобщность как возможность обретения устойчивости и развития в широком смысле слова. Взаимодействие многих факторов природно – географической и исторической среды, социокультурных особенностей цивилизаций, как в рамках границ государства, так и общества, в конечном итоге и определило современную целостность человечества как единого мира. Однако, сегодня человечество, формируя свою новую идентичность должно выбрать свой путь развития, определив для себя главный регулятор или императив развития, согласованный в новых регламентах безопасности и развития. В этой связи всему мировому сообществу необходимо понять что только человек нравственный в первую очередь, имеет гарантии существования и развития всего человечества и гуманитарная самодетерминация – сегодня наиболее важный аспект и системообразующий фактор всего развития нашей цивилизации. Как отмечал в свое время великий русский писатель  Л.Н.Толстой  «…вся жизнь человечества, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельности – и государственная , и научная, и художественная, и торговая не имеет другой цели, как больше и больше уяснения, утверждения и общедоступности нравственной истины».


   Не будет преувеличением подчеркнуть, что гуманизм и духовность, исторически возникшие как альтернатива варварству, в современных условиях являются принципами возвращения человека к осознанию своего пути, смысла своей жизни и общечеловеческого измерения мира.      


А.В.Очирова


июнь 2015 г.


 Выступление А.В.Очировой на конференции в РАХ (май 2015 г.)