Уважаемая госпожа Председатель Исполнительного совета,
Уважаемая госпожа Генеральный директор,
Уважаемый господин Председатель Генеральной конференции,
Дамы и Господа,
Делегация Российской Федерации приветствует присутствующих коллег и желает всем плодотворной работы в ходе 186-й сессии Исполнительного совета.
Переживаемые нами глобализация и ускорение процессов мирового развития, нарастание таких опаснейших вызовов, как терроризм или стихийные бедствия, делают все более очевидной объективную потребность человечества в универсальных структурах, способных аккумулировать и направлять на всеобщее благо энергию различных социумов. Идея превратить эту долговременную потребность в реально действующий фактор была прозорливо заложена в основу создания нашей Организации – уникального компонента системы ООН, работающего с такими тоники продуктами человеческого сознания, как образование, наука, культура и коммуникация.
Я позволил себе напомнить об общих принципах нашей деятельности только потому, что нынешняя сессия Исполсовета призвана во многом определить характер наступающего нового этапа в развитии нашей Организации. В эти дни предстоит утвердить для представления на 36-й сессии Генеральной конференции предложения по реформированию ЮНЕСКО, разработанные специальной рабочей группой Исполсовета по Докладу о независимой внешней оценке. Мы удовлетворены результатами ее работы и считаем, что конструктивная и творческая атмосфера, доминировавшая на ее заседаниях, в сочетании с нацеленностью на конечный результат может служить образцом для дальнейшей деятельности ЮНЕСКО.
Хотели бы поблагодарить Гендиректора и Секретариат в целом за представленный проект Программы и бюджета на 2012-13 годы. Подготовка такого документа, как все мы понимаем, является непростым делом, а в современных экономических условиях – это сложнейшая задача.
Мы согласны с принципиальным выводом о необходимости в ближайшие два года приложить максимум усилий для завершения начатых программ и достойно выполнить Среднесрочную стратегию на 2008-2013 годы. Разумеется, это касается и двух глобальных приоритетов – наших обязательств перед Африкой и обеспечения гендерного равенства.
Важно, что проект учитывает вклад ЮНЕСКО в согласованные на международном уровне Цели в области развития и закладывает в общем плане основы для работы на будущее - после 2015 года.
К сожалению, последствия финансового кризиса дают о себе знать, сказываясь в том числе на формировании Программы и бюджета ЮНЕСКО на предстоящее двухлетие. Исходя из этих соображений мы выступаем за гибкий подход к проблеме децентрализации и реформированию «полевого присутствия» ЮНЕСКО - такой подход, который, с одной стороны, не приведет к дополнительным бюджетным ассигнованиям, а с другой - не допустит ущерба программной деятельности.
Мы ценим стремление Генерального директора перераспределить средства таким образом, чтобы были увеличены ассигнования на программы и сокращены административные расходы. В этой связи представляется нецелесообразным создание отдельной межсекторальной платформы в области изменения климата. Эти вопросы находятся в поле зрения ООН и соответствующих международных процессов. Что касается деятельности ЮНЕСКО, то, с нашей точки зрения, ее можно успешно осуществлять и в рамках существующей структуры Секретариата.
В качестве примера можно привести Межправительственную океанографическую комиссию, которая заслуживает большей поддержки, так как ее роль будет неизменно возрастать в контексте международных усилий в связи с глобальными изменениями климата.
Являясь координатором Программы «Образование для всех», ЮНЕСКО заметно активизировала работу по достижению ее целей к 2015 году. Безусловно, один из решающих факторов в этом деле - сохранение образовательной проблематики в повестке дня ведущих мировых форумов, позволяющее не допустить сокращения как международной помощи, так и национальных расходов на нужды образования. Отмечаем соответствующие усилия ЮНЕСКО и ее стран-членов в ходе Саммита ООН в Нью-Йорке в ноябре 2010 года. Рассчитываем также на вклад в укрепление политической воли в деле инвестирования в образование Ежегодного обзора на уровне министров ЭКОСОС, который состоится в Женеве в июле текущего года.
Важными представляются шаги, предпринимаемые ЮНЕСКО по улучшению координации ОДВ, что, в частности, способствовало успешному проведению Группы высокого уровня по этой проблематике в Таиланде в феврале с.г. Усилия в этом направлении должны быть продолжены.
Российская Федерация со своей стороны также уделяет серьезное внимание данной глобальной Программе, являясь одним из ее доноров. Как вы знаете, в сентябре 2010 г. в Москве впервые прошла Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, в которой участвовало более 65 министров и заместителей министров образования, а также многочисленные представители международных и неправительственных организаций, эксперты и педагоги. Считаем, что выполнение Московских рамок действий государствами-членами в тесном взаимодействии с ЮНЕСКО должно заметно активизировать работу по достижению этой фундаментальной цели ОДВ.
Наша страна принимает активное участие в выполнении Стратегии на вторую половину Десятилетия в интересах устойчивого развития (ДОУР) и проведении Десятилетия в целом. Важно то, что к ее реализации привлекаются сети Организации, в частности, кафедры и ассоциированные школы. В декабре 2010 г. мы провели в Москве Международный конгресс кафедр ЮНЕСКО/сетей УНИТВИН по теме «Образование в интересах устойчивого развития и глобализация: осуществление Стратегии ЮНЕСКО на вторую половину ДОУР».
Полагаем целесообразным сохранить тематику ДОУР в Программе и бюджете Организации и после 2014 г., а также продолжить деятельность рабочей группы по Десятилетию при заместителе Генерального директора по образованию. Кроме того, представляется важным усилить внимание ЮНЕСКО к Программе УНИТВИН, которая приобрела флагманский характер во многих государствах-членах ЮНЕСКО, путем создания Международного координационного комитета кафедр ЮНЕСКО.
Мы приветствуем усилия руководства ЮНЕСКО по продвижению межкультурного диалога. Вместе с тем, считаем, что расширение его базы, в том числе за счет придания ему религиозного измерения, только обогатит содержание и действенность этого жизненно важного процесса.
В поисках путей предупреждения конфликтов в рамках своего мандата ЮНЕСКО на рубеже веков вернулась к концепции «культуры мира», основанной на идее формирования в глобальном масштабе нового типа межчеловеческих отношений, где доминируют такие ценности, как терпимость, ненасилие, этика, соблюдение прав человека, взаимное уважение культур, традиций, религий. Убеждены, что настало время практического воплощения этой концепции, придания ей мощного звучания во всех государствах-членах ЮНЕСКО. Высокий авторитет и интеллектуальный потенциал Организации позволяют ей последовательно продвигаться в этом направлении.
Благодарю за внимание.