7 марта 2018

Официальный представитель МИД М.В.Захарова: о решении Конституционного суда Украины в отношении закона «Об основах государственной языковой политики»


На днях Конституционный суд Украины признал процедуру принятия в 2012 г. закона Украины «Об основах государственной языковой политики» не соответствующей основному закону страны, тем самым признав его неконституционным.


Хотелось бы напомнить, что упомянутый закон, известный как закон «Кивалова-Колесниченко», гарантировал национальным меньшинствам Украины права на широкое использование своих языков в различных сферах в тех регионах, где они составляют более 10 % населения и где местные власти принимали соответствующее решение.


Очевидно, что радикал-националистам на Украине этот закон мешает. Они прямо говорят, что он мешает им насаждать в стране тотальную украинизацию, без учета наличия людей различных национальностей, которые просто по факту своего рождения говорят на другом или нескольких языках. Конечно, этот закон мешал радикал-националистам строить моноэтническое унитарное государство. Конституционный суд Украины, призванный отстаивать законность и право, к сожалению, им в этом явно начал подыгрывать.


Характерно, что одним из первых решений путчистов, которые совершили антиконституционный переворот в 2014 г., было именно голосование за отмену этого закона. Это было первое, что они сделали.  Даже такая одиозная фигура, как тогдашний т.н. и.о. президента Украины А.Турчинов не стал подписываться под подобным решением. Наши западные коллеги очень часто нам об этом говорили, когда российская делегация рассказывала им о том, что одна из причин кризисной ситуации на Украине – это, в том числе, совершенно болезненная и ненормальная ситуация вокруг языка, использования русского языка, и что среди первых действий тех, кто совершил антиконституционный переворот и за кем стояли национал-радикалы, была как раз попытка изменить языковую политику в стране, которая только-только начала формироваться. Нам в ответ говорили, что это была только попытка и она не была успешной. Теперь эта попытка успешно реализована. Что теперь нам скажут наши коллеги из ОБСЕ, Евросоюза, брюссельская бюрократия? Что, в конце концов, нам скажут в Госдепартаменте США? Что нам скажут отдельные страны, например, Западной Европы или, например, Канада, учитывая их опыт проведения языковой политики? Что они скажут на это? Или опять не найдут слов, как не находят слов для того, чтобы комментировать т.н. закон «О реинтеграции Донбасса»? 


К чему все это приводит, хорошо известно. К чему это привело в 2014 г., вы помните, мы об этом тоже сегодня говорили. Народ Крыма решил воссоединиться с Россией. Все действия радикалов и тех политических сил, за которыми они стояли, их попытка изменить этот закон в 2014 г. как раз стали тем самым спусковым механизмом. Тогда Крым воссоединился с Россией, а акции протеста на юго-востоке и юге Украины переросли в гражданскую войну. К чему приведут нынешние действия, я думаю, нам еще предстоит увидеть, но проанализировать несложно уже сейчас.


Для нынешнего киевского режима уроки истории, видимо, просто ничего не значат. Проводя с упорством, достойным лучшего применения, линию на повсеместную украинизацию и строительство тоталитарного государства националистическая прослойка не желает признавать тот факт, что Украина исторически и в ее современном виде – это многонациональное образование, в котором веками жили и продолжают жить разные народы, которые имеют полное право на уважение их прав и традиций. Я хочу обратиться к Киеву. Многонациональное государство и наличие людей различных национальностей – это не позор, а ваше богатство и достояние. К сожалению, об этом там не помнят и, может, даже не знают. Ущемлять эти права до бесконечности, конечно, невозможно.


Забвение этих элементарных истин ничего, кроме проблем, не создаст. Хотели бы обратить внимание наших западных партнеров, покровительствующих своим киевским клиентам, что бесконечная поддержка этого националистического инстинкта до добра не доведет, уже не довела. Но дальше будет еще хуже. Просто нужно заглянуть в новейшую историю и, возможно, в историю XIX и XX вв., но мне кажется, что и новейшей будет достаточно. 


Призываем профильные международные правозащитные структуры ООН, ОБСЕ и Совета Европы дать принципиальную оценку дискриминационным действиям Киева, грубо нарушающего положения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Хельсинкского заключительного акта, Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств, а также Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.