4 июня 2012

Выступление Александры Васильевны ОЧИРОВОЙ (Российская Федерация) на церемонии присвоения ей звания Посла Доброй воли (2012-2014 гг.)


Уважаемая госпожа Генеральный директор ЮНЕСКО, госпожа Бокова!


Ваши Превосходительства,


дамы и господа,


уважаемые друзья,


Позвольте выразить самую глубокую и искреннюю признательность госпоже Ирине Боковой, Постоянному представителю России при ЮНЕСКО, Чрезвычайному и Полномочному Послу госпоже Элеоноре Митрофановой и всем вам за высокую оценку моих скромных действий и стремлений, которые я в течение своей жизни старалась направить на поддержание ценностей и смыслов, осознание и достижение которых на мой взгляд, являются главным приоритетом человечества на современном этапе.


ЮНЕСКО является одной из самых авторитетных и известных организаций в мире и в нашей стране. Цели и программы ЮНЕСКО в сфере образования и культуры, здравоохранения, стремление усилить мирные и гуманитарные возможности решения конфликтов, предотвратить агрессию, сохранить жизни многих людей демонстрируют всему миру единственно возможные способы сохранения человеческой цивилизации.


История показывает, что конфликты и войны приводят к деградации человеческой морали, к страданиям и разрушениям, не оставляя возможности для дальнейшего развития человечества. Реальность современного мира, сложившаяся из сохранившихся на сегодняшний день культур и народов, по – новому ставит вопрос о развитии как об осознании общих целей, взаимодействию договоренностей и регламентов, способах обеспечить возможности безопасного и устойчивого существования и развития. Наша история, наша социальная среда насыщены разнообразным опытом, нормативными и ценностными установками, различными социальными и духовными практиками, разными смыслами и целеполаганиями, противоречивыми тенденциями в экономике и культуре. Нищета одних и богатство других, разрушение природы и внутреннего мира человека, деградация нравственных ценностей, отчуждение, терроризм, насилие, войны – всё это приводит реальному противопоставлению человека и мира.


Как никогда раньше обозначился вопрос, насколько совпадают возможности современного общества с программой самого человека, с задачей развития человеческого потенциала.


Духовный кризис в обществе, разрушение цивилизаций и деградация человеческой личности всегда связаны с утратой смыслов и ценностей человеческого бытия, саморазрушением человеческой и общественной природы. По существу проблема смысла является для человека самой главной.


Именно смысл с его характеристиками устойчивости и определённости позволяет человеческому сознанию увидеть системную картину мира и осуществлять целенаправленную деятельность. Поэтому сейчас, как никогда, востребована необходимость появления нового всемирного общественного сознания, способного не просто следовать за теми или иными событиями, а опережающим образом поднимать статус общественных ценностей до уровня нравственного и человеческого императива, тем самым содействуя сохранению мира и цивилизации.


С пониманием того, что ценности это особый инструмент формирования нации и устойчивого развития всего человечества, гражданской идентичности, гражданского сознания, неотделимого от культуры и истории каждого народа и смысла развития всего человечества. С этой точки зрения кризис духовности и смысла в современном обществе напрямую требует изменения форм деятельности гражданского общества по созданию мотивации и моделей преодоления стрессовых и рисковых для человечества ситуаций.


Следует отметить, что гуманизм, выдвинутый ЮНЕСКО и лично генеральным директором этой организации – И.Боковой в качестве основного концептуального принципа решения сложившихся в мире цивилизационных проблем естественным образом носит превентивную направленность на предотвращение глобальных конфликтов и вызовов современного мира. Для российских общественных организаций это могло бы стать естественным продолжением сложившихся на национальной научно – культурной почве традиций «духовной самодетерминации» и человеколюбия, идей осознания места человека в мире, заложенных в глубинах классической русской литературы, «космизма», концепции ноосферного развития Вернадского и его последователей. Сегодня это может быть востребовано и естественным образом развито как поворот в сторону понимания целостности нашего мира и приоритетности духовно – нравственного развития как главного условия обретения устойчивости человеческой цивилизации. Это помогло бы прийти к таким императивам безопасности человечества, которые соединили бы в себе образ современного мира с общечеловеческими ценностями, привнесли бы духовность в общество и нравственность в законодательство, культуру, образование и в политику, как определяющие стороны сохранения и развития человечества.


Духовность и нравственные ценности должны стать частью «смыслового порядка» комплексного системного понимания Мира, Человека и Жизни, как главных понятий безопасности человечества, и стать целеполаганием гражданского общества и народной дипломатии России.


Хотелось бы, чтобы голос авторитетных людей задающих нравственные и моральные стандарты звучал громче, предупреждая об угрозах принимающих планетарный масштаб, и чтобы сформировалось осознание возможных драматических последствий глобальных проблем и их преодоления на основе выработанных человечеством ценностей и смыслов с целью достижения будущего без войн и насилия.


Благодарю за внимание!