28 июля 2021

О включении российской номинации "Петроглифы Онежского озера и Белого моря" в список всемирного наследия ЮНЕСКО







28 июля 2021 г. Комитет всемирного наследия принял решение о включении "Петроглифов Онежского озера и Белого моря" в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Петроглифы Онежского озера и Белого моря расположены на северо-западе России, в Республике Карелия. Объект включает в себя две группы петроглифов, расположенные в 300 км друг от друга.

Петроглифы Онежского озера и Белого моря представляют собой один из крупнейших самостоятельных центров неолитического наскального искусства в Европе, который датируется примерно 4500-3500 годами до нашей эры. Они демонстрируют значительные художественные качества и творчество художников каменного века.

На петроглифах Онежского озера в основном изображены птицы, символы, фигуры наполовину людей и наполовину животных, в то время как петроглифы Белого моря содержат выбивки лодок, сцен морской и лесной охоты, а также следы животных и людей.

Петроглифы Онежского озера охватывают в общей сложности более 1200 фигур на 17 мысах и 6 островах. Они представляют собой геометрические изображения, которые могут трактоваться как символы луны и солнца, а также фигуры, интерпретируемые как демон, налим и выдра, расположенные на мысе Бесов Нос, в центральной части древнего святилища. Эти наскальные изображения связаны с 45 близлежащими археологическими памятниками, включая стоянки и один могильник.

Петроглифы Белого моря включают 3411 фигур, которые разделены на 11 групп, расположенных на 7 островах в дельте реки Выг, в том числе Залавругу, считающуюся главным святилищем этого района. Петроглифы связаны с 80 археологическими памятниками, включая 42 стоянки, сопоставимые по хронологии с данными памятниками наскального искусства.

Появление петроглифов относится к неолиту, свидетельствуя о переходе от сообществ охотников-собирателей к более оседлому обществу. Петроглифы повествуют о верованиях и

образе жизни охотников-рыболовов-собирателей в течение 600-800 лет и говорят о высокой точке развития культур, которые использовали эти центры наскального искусства в качестве мест встреч.