14 сентября 2010

РИА Новости: Интервью Председателя Исполсовета ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой


- Элеонора Валентиновна, почему Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста проходит именно в России?

- Россия традиционно уделяет большое внимание вопросам образования. В 2006 году, выбирая приоритеты для первого в истории председательства России в «Группе восьми», руководство нашей страны исходило из того, что темы должны иметь практическое значение для всего мирового сообщества. После всесторонних обсуждений ими стали международная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование.

Важность, которая придается данному вопросу в глобальном масштабе, понятна. Обучение является непрерывным процессом, который начинается при рождении и продолжается до преклонного возраста. При этом каждый его этап имеет важные последствия для жизни человека и общества. Поэтому глобальная задача XXI века в сфере образования – развитие всеобъемлющих систем обучения в течение всей жизни: от раннего детства до зрелого возраста. Важнейшая цель на нынешнем этапе – обеспечение общедоступного и качественного дошкольного образования.

В ЮНЕСКО образование является одним из важнейших направлений деятельности. Среди наших основных приоритетов я бы назвала реализацию рассчитанной до 2015 года Программы «Образование для всех» (ОДВ), и достижение Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Первая цель Программы ОДВ – расширение и совершенствование комплексных мер по воспитанию и уходу за малолетними детьми, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей. Пять целей Декларации тысячелетия, относящихся к охране здоровья, питанию и образованию детей, тесно связаны с Программой ОДВ.

Россия имеет серьезные наработки в области образования, в том числе в отношении воспитания детей дошкольного возраста. Кроме того, наша страна – активный член ЮНЕСКО, поэтому мы просто не можем оставаться в стороне. Учитывая важность этой проблемы, мы предложили проект резолюции о проведении в Москве Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая и была принята на 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

- Почему для дальнейшего развития человека дошкольный возраст играет столь важную роль?

- Ранний возраст – это самый чувствительный период. Он характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное, я бы даже сказала, решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком шести-семилетнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же - не формируются) основные нейронные связи. При этом дети младшего возраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, недоедание, отсутствие внимания и насилие негативно воздействуют на ребенка и травмируют его, и зачастую необратимо.

Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребенка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что мы получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь.

- Какие проблемы, с Вашей точки зрения, существуют в этой сфере?

- Проблем здесь много. С одной стороны – это недостаток внимания к данному вопросу на политическом уровне. С другой – это, конечно же, финансово-экономический кризис, который по-прежнему оказывает серьезное влияние на формирование национальных бюджетов.

Здесь необходимо понять главное: дошкольное образование (от 0 до 6 лет) – залог процветания и благосостояния наций. Кроме того, не следует забывать, что вложенные средства окупаются, когда человек достигает зрелого возраста.

Поэтому воспитание и образование для детей младшего возраста должно быть общедоступным (например, в некоторых странах девочки лишены дошкольного образования) и качественным.

Национальные правительства, на которых лежит основная ответственность за выполнение образовательных задач, должны создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог достичь адекватного уровня развития до начала обучения в школе. Качество зависит от многих факторов, включая соответствующие возрасту учебные программы, наличие игровых возможностей, книг и других учебных материалов, социальные стимулы, здравоохранение, питание и санитарию. Необходимо и достаточное количество учителей, которые прошли подготовку для занятий с детьми на различных уровнях.

Как я уже говорила выше, ассигнования на дошкольное образование не уходят в песок, а окупаются. Научные исследования показывают, что дети, получившие качественное воспитание в дошкольном возрасте, как правило, продолжают образование в высших учебных заведениях. Они не только находят работу, но и получают более высокую заработную плату. Соответственно, они накапливают сбережения и вносят больший вклад в систему социального обеспечения. Поэтому забота о дошкольном образовании детей ограждает их от нужды и криминальных рисков в будущем.

- Как решаются эти вопросы в различных странах?

- Нельзя не признать, что важность раннего периода детства все более осознается в глобальном масштабе. Это, как я уже говорила, отмечено в Программе ОДВ, Декларации тысячелетия и других документах и политических декларациях, которые поддерживают многие страны.

Следует отметить, что это не только выражение намерений на политическом уровне, которые провозгласили государства. На сегодняшний день достигнуты определенные результаты – во всем мире детям младшего возраста уделяется все больше внимания, а школу сегодня посещает больше детей, чем когда-либо. После проведения Всемирного форума по образованию в 2000 году резко увеличился охват начальным образованием. Во многих странах перед девочками и женщинами открылись более широкие возможности для обучения. Это особенно заметно в странах Африки, в Южной и Западной Азии.

Тем не менее вопросы воспитания и образования детей младшего возраста на национальном уровне все еще нередко оказываются за рамками политики и, соответственно, часто бывают лишены должного финансирования.

Эта тема зачастую не затрагивается в проектах национального развития – например, в стратегиях снижения нищеты. Далеко не во всех государствах оформлены институциональные рамки, которые позволили бы решать проблему комплексно. Сложность очевидна – эта задача относится к компетенции различных министерств, ведомств и организаций (здравоохранение, образование, питание, социальное обеспечение и образование). Многие страны не принимают необходимых мер на политическом уровне для воспитания и образования детей в возрасте до трех лет, хотя эта проблема стоит наиболее остро. Очевидно и то, что правительства уделяют мало внимания в дошкольном возрасте и гендерному паритету. Я хочу подчеркнуть, что все эти проблемы свойственны развитым и благополучным странам.

- Какова же в таком случае ситуация в развивающихся и бедных государствах?

- Приходится констатировать, что в мире есть немало государств, в первую очередь в Африке, где проблема образования в целом, и воспитания детей младшего возраста в особенности, стоит весьма остро. Развивающиеся и беднейшие страны почти ничего не вкладывают в эту сферу. В большинстве стран Африки на образование уделяется менее 0,1% бюджетных денег, в других чуть больше – около 1%.

В дополнение к этим трудностям финансово-экономического характера детям самого младшего возраста угрожают последствия глобального потепления, которое вызывает все более жестокие экологические катастрофы и природные бедствия. Особый подход необходим к государствам, которые переживают конфликтные и в постконфликтные ситуации. Во Всемирном докладе по мониторингу ОДВ за прошлый год было отмечено, что не все страны близки к достижению целей ОДВ к 2015 году. В нем также подчеркивается, что при нынешних тенденциях миллионы детей по-прежнему будут лишены доступа к начальному образованию.

Вывод, я думаю, очевиден. Без политической воли и решительных действий указанные выше проблемы не решить. Национальные правительства должны уделять пристальное внимание всему комплексу вопросов, связанных с воспитанием и образованием дошкольников. Необходимо разрабатывать соответствующие законодательные нормы, целевые программы, стратегии и, разумеется, выполнять их, а также вкладывать в это адекватные средства.

- Какова ситуация с воспитанием и образованием детей младшего возраста в России?

- В России воспитанию и образованию детей дошкольного возраста уделяется серьезное внимание. Во-первых, каждый гражданин России имеет право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, это право закреплено в Конституции. Во-вторых, у нас разработаны соответствующие правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях. Не буду перечислять – их немало, и касаются они различных аспектов образования. В-третьих, у нас существует разнообразная сеть образовательных дошкольных учреждений - общеразвивающие, компенсирующие, комбинированные, оздоровительные, которые соответствуют различным особенностям развития ребенка.

Система дошкольного образования рассматривается сегодня в России как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации. Нельзя ожидать увеличения рождаемости, не предоставив гарантий того, что ребенок будет устроен в детский сад и там за ним будет обеспечен должный уход, в том числе с точки зрения организации питания и физической подготовки. Наши статистические данные показывают, что при наличии доступных учреждений по уходу за детьми, количество рабочих часов матерей увеличивается почти вдвое.

Министерство образования России подготовило добротный региональный доклад о состоянии и развитии дошкольного образования в России – этот доклад будет одним из основных на Московской конференции.

- Каких результатов ждет Россия от этой Конференции?

- На Московской конференции представители государств-членов ЮНЕСКО (приглашено около тысячи участников из 193 стран) проанализируют основные политические подходы разных стран к воспитанию и образованию детей младшего возраста, проведут оценку финансовых ресурсов, выделяемых на дошкольное образование, а также рассмотрят различные сопутствующие проблемы.

По итогам Конференции планируется выработать реалистичный план действий (или некую «дорожную карту»), который будет способствовать реализации первой цели Программы ОДВ и Целей в области развития, относящихся к охране здоровья, питанию и образованию детей. Этот план, как я уже говорила, особенно важен для беднейших стран. Разумеется, ЮНЕСКО в рамках своей компетенции окажет содействие этим странам с точки зрения глобальной координации и технической помощи.

Результаты Конференции будут обсуждаться на предстоящей сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО в октябре. Как показала дискуссия на предыдущей встрече, развивающиеся страны обеспокоены тем, что в условиях глобального финансово-экономического кризиса согласованные на международном уровне цели в области образования не будут достигнуты.

Несмотря на то, что Московскую конференцию организует ЮНЕСКО, на России также лежит огромная ответственность. Это – первый в истории ЮНЕСКО форум, посвященный воспитанию и образованию детей младшего возраста. Россия инициировала проведение Конференции и является ее донором. Разумеется, мы будем прилагать все возможные усилия для выполнения Плана дальнейших действий, который будет выработан в Москве.

РИА-НОВОСТИ