27 сентября 2010

Выступление Председателя Исполсовета ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой на Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, Москва, 27 сентября 2010 г.


Господин вице-президент Республики Сейшельские Острова, Госпожа Посол доброй воли ЮНЕСКО, Госпожа Генеральный директор ЮНЕСКО, Многоуважаемые участники высокого уровня, Дорогие члены организационного комитета, Ваши Превосходительства, Дамы и господа, Сегодня мы являемся свидетелями знакового события в истории движений за интересы самых молодых в мире граждан. Это повод отметить наши достижения, извлечь уроки из наших предыдущих усилий и опыта, провести широкий обмен мнениями по такой насущной проблематике. Этот международный форум позволит нам тщательно проанализировать и оценить сохраняющиеся разрывы и проблемы в различных частях мира. Нам предоставляется возможность провести углубленный анализ целей, которых мы хотим достичь для наших детей младшего возраста. Это уникальная на данный момент возможность всеобъемлюще изучить и определить целесообразные подходы и стратегии для конкретной реализации этих целей. Я бесконечно рада и горжусь тем, что первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста проходит в моей стране, Российской Федерации, которая является прекрасным местом для проведения подобного мероприятия. Для этого существует по меньшей мере две основные предпосылки. Во-первых, Российская Федерация имеет длительную историю государственного обеспечения воспитания и образования детей младшего возраста, признания того, что инвестирование в детей и семью тесно связано с развитием и процветанием страны. Всеобъемлющие цели традиционных в России детских садов свидетельствуют о повышенном внимании к здоровью ребенка, его физическому и социо-эмоциональному развитию и раннему обучению навыкам грамотности и счета. Таким образом, наша страна может поделиться важным опытом успешной политики и практики в этой области. Во-вторых, в Российской Федерации и, в частности, в ее столице работали и работают целый ряд теоретиков и ученых, выдвигавших новаторские идеи в области образования и детской психологии. Наиболее ярким их представителем является Лев Семенович Выготский, социо-культурная теория которого продолжает оказывать влияние на понимание и формирование практики современного воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире. Его концепция признает активную и необходимую роль среды – особенно человеческого взаимодействия – в развитии у детей когнитивных способностей, навыков и поведения. Он отмечал, что в процессе обучения первостепенную роль играют руководство и поддержка со стороны взрослых и сверстников. Я также особенно благодарна городу Москве, который выступил в качестве дальновидного и надежного партнера в подготовке этой Конференции. Город Москва и ЮНЕСКО в прошлом уже претворили в жизнь много разных совместных проектов, уверена, будет и ряд новых инициатив. Этот город с высокими стандартами и качеством дошкольного образования является прекрасным местом для широкомасштабного международного сотрудничества. Дамы и господа, Мы не можем продолжать безучастно наблюдать за несчастьями и трудностями, с которыми сталкиваются дети во всем мире. Несмотря на выдающийся научный и технологический прогресс, достигнутый на сегодняшний день, мы вынуждены констатировать тревожное и страшное положение. Следующие цифры говорят сами за себя: каждый третий ребенок в мире в возрасте до 5 лет не получает достаточного пи­тания; ребенок, рожденный в развивающейся стране, с вероятностью в 40% будет жить в условиях крайней нищеты; около 10,5 миллионов детей в возрасте до пяти лет ежегодно умирают от болезней, которые в большинстве случаев можно предотвратить; ежедневно 1 800 детей инфицируется ВИЧ; из каждых 1 000 детей из развивающихся стран 74 не доживут до пятилетнего возраста. Маленькие дети являются особенно уязвимыми в чрезвычайных ситуациях, в условиях конфликта и в постконфликтных ситуациях – они зачастую живут в состоянии стресса в небезопасной среде, не получая необходимого ухода; более 85% новорожденных детей в Российской Федерации изначально предрасположены к различным проблемам в развитии в силу многочисленных неблагоприятных факторов нашей современной жизни. Хотим ли мы жить в таком мире и такой ли мир мы хотим оставить нашему более молодому поколению? Из-за недостаточного уровня элементарного медицинского обслуживания в первые годы жизни у некоторых детей возникают постоянные нарушения зрительных и слуховых функций. В связи с отсутствием возможностей обучения в раннем возрасте, в начальной школе дети испытывают трудности в учебе и адаптации, у них отмечается плохая успеваемость. Многие из них выбывают из школьной системы. Младший возраст – это период больших возможностей, и если эти возможности не будут реализованы, то это повлечет за собой далеко идущие последствия, которые уже очень дорого обходятся как отдельным семьям, так и государству вцелом. В связи с этим нам необходимо приложить все усилия, чтобы выполнить те обязательства, которые мировое сообщество приняло на себя в отношении детей младшего возраста. Благодаря Конвенции о правах ребенка 1989 г. мы отошли от подхода, основанного по отношению к детям на дуализме «дефицит-благополучие». Сегодня мы признаем, что дети обладают правами и выступают в качестве активных социальных субъектов, способствующих развитию общества и участвующих в нем. Посредством Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джомтьене в 1990 г., мы отказались от представления о том, что обучение начинается в начальной школе, и призвали правительства создавать системы и программы, в которых воспитание детей младшего возраста и первоначальное дошкольное образование являются неотъемлемой частью базового образования. В Дакарских рамках действий, принятых на Всемирном форуме по образованию в 2000 г., было объявлено, что воспитание и образование детей младшего возраста являются первой и основной целью для достижения образования для всех. В том же году Организацией Объединенных Наций была провозглашена и принята Декларация тысячелетия, прочно основанная на принципах прав человека и инклюзивного развития человечества, которая определяет совместные цели в области развития, включающие здоровье матери и ребенка, сокращение масштабов нищеты, всеобщее начальное образование и гендерное равенство. Воспитание и образование детей младшего возраста является особенно актуальной темой для ЮНЕСКО. В соответствии со своим мандатом Организация призвана мобилизовывать и направлять усилия всех заинтересованных сторон для обеспечения образования для всех, первой целью которого является расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей. Всемирные доклады по мониторингу Образования для всех и другие исследования показывают, что из всех целей ОДВ цели 1 уделяется наименьшее внимание. Вместе с тем ее достижение играет важнейшую роль в создании прочных основ для развития и благосостояния человечества. Она несет в себе целый ряд важных преимуществ, не ограничивающихся сферой образования, для отдельных детей, семей и общества в целом. Всесторонний подход к развитию детей младшего возраста служит лучшей поддержкой для закладывания этих прочных основ. Необходимо также уделять внимание здравоохранению, питанию, уходу, защите, стимулированию и образованию с учетом особенностей местного контекста и культуры. Именно в первые годы жизни формируются – или не формируются – ценности, отношение, поведение и базовые жизненные навыки, такие как взаимодействие, самостоятельность, общение, творческие способности, умение решать проблемы, а также навыки, предшествующие грамотности. Если мы хотим формировать и укреплять у наших детей ценности, способствующие миру и гармонии, такие как толерантность, уважение к другим людям, готовность поделиться с другими, справедливость и равенство, включая его гендерные аспекты, то необходимо работать над этим с первых лет жизни ребенка. Создание эффективных и инклюзивных систем образования является одним из приоритетов мандата ЮНЕСКО в области образования, которому руководящие органы ЮНЕСКО, в частности Исполнительный совет, уделяют особое внимание. Все мы безоговорочно поддержим первые шаги ЮНЕСКО на пути претворения в жизнь итогов настоящей Конференции, в соответствии с которыми воспитание и образование детей младшего возраста должно стать одной из основных областей деятельности ЮНЕСКО и, соответственно, найти должное отражение в программах нашей Организации. Дамы и господа, Мне хотелось бы услышать ваши сообщения об успешном опыте, а также трудностях и проблемах в обеспечении позитивного и эффективного воспитания и образования детей младшего возраста. Общими усилиями и благодаря совместному использованию нашего опыта и знаниям мы сможем лучше прививать детям идеи мира, расширения их возможностей и развития. Мы можем лучше заботиться о наших драгоценных «сокровищах» и лучше воспитывать их, а значит, способствовать «созданию богатства наций». Желаю Вам успешной конференции.